Главная Войти О сайте

Август Крогиус

Август Крогиус

Русский психолог.
Дата рождения: 18.03.1871
Гражданство: Россия

А.А. Крогиус родился 18 марта 1871 г. в г. Кишиневе. Окончил Петербургское Военно-инженерное училище. В 1898 г. закончил медицинский факультет Юрьевского (ныне Тартуского) университета. С 1902 г. А.А. Крогиус занимается преподавательской деятельностью, читая лекции по психологии, психофизиологии и философии в Петербуржском университете и на курсах воспитательниц и руководительниц физического образования, созданных и руководимых П.Ф.Лесгафтом. А.А. Крогиус выступает по проблемам изучения и обучения слепых на отечественных и зарубежных съездах. В 1905 г. выступает на пятом Международном психологическом конгрессе в Риме и на международных конгрессах в Инсбруке и Геттингене. В 1906 г. он выступает на первом Съезде по педагогической психологии незрячих. В 1909 г. А.А. Крогиус защищает в Совете Военно-медицинской академии диссертацию на степень доктора медицины по теме «Из душевного мира слепых». После революции 1917 г. он ведёт преподавательскую деятельность в Петрограде и Саратове. В 1918 году А.А. Крогиус был избран профессором психологии Петроградского университета, в 1919 – 1930 годах он преподавал философию в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского, заведовал кафедрой психологии Саратовского педагогического института. С 1930 года работал на дефектологическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Умирает в Ленинграде 1 июля 1933.А.А. Крогиус был одним из первых российских психологов, экспериментально изучавших психику слепых. В 1909 году выходит фундаментальная работа А.А. Крогиуса «Из душевного мира слепых». А.А. Крогиус был известным психологом в начале ХХ века, активно участвовал в педологических исследованиях, сделал ряд докладов на съездах по педагогике и психологии. Его исследования психологии слепых поддерживали крупнейшие представители педологического движения в России того времени: Б.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев. В своей работе А.А. Крогиус отмечает глубокую заинтересованность и поддержку со стороны названных учёных. В работе представлены результаты многолетних экспериментально-психологических исследований автора, проводимых над слепыми людьми разного возраста. Ряд исследований носит сравнительный характер. Исследуется состояние психических процессов у слепых в сравнении со зрячими. Работа А.А. Крогиуса касается исследования разных сторон психического развития человека с нарушением зрения. Автор исследует особенности слухового восприятия слепых людей. В экспериментальном исследовании сначала определялся пространственный порог слуховых раздражений, в виде раздражений выступали свисток и счёт вслух. Исследование велось по методу наименьших изменений, т. е. экспериментатор менял расстояние между раздражениями до тех пор, пока испытуемый не определял верно их относительно положения. Для каждого положения делалось 10 определений порога и бралась средняя величина его. Второй ряд экспериментов по тому же вопросу был проведён по методу Бинэ, в качестве раздражителя брался электрический звонок, быстро и бесшумно передвигаемый по дуге. В результате исследований слухового восприятия, автор приходит к выводу о том, что у слепых оно совершеннее, чем у зрячих. По мнению автора, слепые большей частью люди не двигательно-осязательного типа, а слухового типа. В работе много места уделено исследованию так называемого «шестого чувства» слепых, т. е. возможности ощущать препятствия на расстоянии. Автор детально рассматривает подходы зарубежных и отечественных исследователей и высказывает свою гипотезу, подтверждённую его исследованиями. По мнению автора, слепые ощущают препятствия на расстоянии в результате деятельности одного из сохранных органов чувств. А.А. Крогиус считает, что этим сохранным чувством является температурная рецепция. Именно она даёт возможность слепым ощущать предметы на расстоянии. Много места в исследовании уделено изучению осязательных и осязательно-двигательных восприятий. Автор исследует точность представлений слепых, образованных с помощью двигательно-осязательных ощущений. Исследователь применяет методы воспроизведения и



сравнения. Во время эксперимента ощупывались прямые различной длины, углы и кривые (зрячим при этом завязывались глаза). Ощупывание производилось тремя способами: движением указательного пальца, противопоставлением и одновременным движением большого пальца и указательного пальца одной руки, а также противопоставлением и одновременным движением указательных пальцев обеих рук. В результате исследований А.А. Крогиус делает вывод о том, что представления, составленные с помощью осязательно-двигательных ощущений, отличаются у слепых меньшей точностью, чем у зрячих.

© БиоЗвёзд.Ру