![]() |
Давид БоровскийТеатральный художник
Дата рождения: 02.07.1934
Гражданство: Россия |
- Зарождение и влияние
- Возрождение наследия Мейерхольда
- Союз с Театром на Таганке
- Принципы сценографии
- Современное значение
- Режиссеры и заслуги
- Семья и наследие
Зарождение и влияние
Давид Львович Боровский родился в Одессе 2 июля 1934 года в творческой семье. Его путь начался в Киевской средней художественной школе, где он проучился с 1947 по 1950 год. В 15 лет Боровский дебютировал в киевских театрах в качестве художника-исполнителя, а затем стал художником-постановщиком.
Возрождение наследия Мейерхольда
Творчество Боровского стало переломным моментом в развитии российской сценографии второй половины XX века. Его работа совпала с началом десталинизации, что способствовало возвращению на сцену открытий Всеволода Мейерхольда. Боровскому посчастливилось сотрудничать с непосредственным учеником Мейерхольда, Леонидом Варпаховским, который познакомил его с принципами выдающегося режиссера.
Союз с Театром на Таганке
Судьба свела Боровского с Юрием Любимовым и Театром на Таганке, где он стал главным художником в 1967 году. Это стало творческим домом для Боровского, где он поставил более 20 спектаклей с Любимовым. Знаменитые постановки, такие как "Обмен", "Живой", "Мать" и "Гамлет", стали плодом их плодотворного сотрудничества.
Принципы сценографии
В своей сценографии Боровский стремился к уникальному соединению острейшей условности с пронзительной жизненной правдой. Он умело вводил в спектакли реальные предметы повседневности, которые вызывали у зрителей глубокие личные воспоминания. Ассоциативное поле его декораций было широким и мощным, наполняя спектакли новыми смыслами. Он называл игровую жизнь вещей в спектакле "аттракционом" и использовал для него предметы с отпечатками жизни поколений.
Современное значение
Сценография Боровского отличается композиционным слухом, ясностью конструкций и изысканностью. Он строит свои композиции из минимального количества элементов, добиваясь оптимального использования пространства. Его стиль напоминает конструктивизм 1920-х годов и "суровый стиль" 1960-х. Однако главной силой Боровского остается его поразительное чувство жизни и дерзкая простота.
Режиссеры и заслуги
Режиссеры разных школ ценили работу с Боровским: Леонид Варпаховский, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Юрий Любимов и многие другие. Художник много работал за рубежом, его творческий багаж насчитывает около 150 спектаклей. За свои заслуги Боровский удостоен Государственной премии РФ, независимой национальной премии "Триумф" и других отечественных и зарубежных наград.
Семья и наследие
Сын Давида Боровского, Александр, также стал сценографом. Он работает главным художником Московского театра-студии под руководством О.П. Табакова.