БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Дональд Дэвидсон

Дональд Дэвидсон

Американский философ

Имя: Дональд
Фамилия: Дэвидсон
Дата рождения: 06.03.1917
Гражданство: США


Родился 6 марта 1917 в Спрингфилде (шт. Массачусетс). Окончил Гарвардский университет. Преподавал в Станфордском, Принстонском, Чикагском университетах, а также в университете Рокфеллера. С 1981 – профессор Калифорнийского университета в Беркли.

Дэвидсон разрабатывал теорию действия, теорию познания, философию сознания и теорию значения.

Одно и то же событие описывается различным образом: взятое в ментальном плане, оно выступает как основание действия, взятое в физикалистском плане – как причина действия. Это означает, что ментальные и физические события могут находиться в причинно-следственных отношениях. Однако строгих психофизических законов, т.е. законов, связывающих ментальные и физические события, не существует. В работе Ментальные события (Mental Events, 1970) философ показывает, каким образом три вышеизложенных допущения могут быть приведены во взаимное соответствие. Хотя строгого закона, устанавливающего связь между ментальным описанием события и его физическим действием, не существует, тем не менее существует строгий закон, устанавливающий связь между физикалистским описанием этого события и его действием. Позицию Дэвидсона называют «аномальным монизмом»: монизм этой позиции заключается в утверждении тождества ментальных событий с физическими, а аномалия – в отрицании психофизических законов.

Естественный язык имеет «композиционную» природу, т.е. обладает возможностью бесконечного образования все новых и новых предложений. Для адекватного отображения этой природы Дэвидсон предлагает опираться на рекурсивную теорию истины, предложенную А.Тарским. Эта теория позволяет для каждого предложения языка L сформулировать теорему в метаязыке M. Эта теорема имеет форму «T»: « 's' является истинным, если и только если p» (при этом 's' означает предложение языка L). Если исходить из того, что значение предложения определено условием его истинности, то «T» задает значение п редложения языка L, не используя при этом самого понятия значения.

Правда, применение «T» в теории значения проблематично, поскольку «T» всего лишь требует, чтобы обозначаемое через 's' предложение было эквивалентно 'p' в плане истинности или ложности. Но такую эквивалентность могут иметь и предложения с различными значениями. Способы, позволяющие обойти эту трудность в процессе эмпирической разработки и проверки теории значения, Дэвидсон демонстрирует в работе Радикальная интерпретация (Radical interpretation, 1973). При истолковании неизвестного языка следует, по его мнению, придерживаться «правила снисходительности». Это правило требует рассматривать убеждения говорящего как логически связные и соответствующие окружающему миру.

Работы Дэвидсона включены в сборники Исследования истины и интерпретации (Inquiries into Truth and Interpretation, 1981) и Очерки о действиях и событиях (Essays on Actions and Events, 1982).

© БиоЗвёзд.Ру