Главная Войти О сайте

Джироламо Крешентини

Джироламо Крешентини

Известный в свое время певец-кастрат (сопрано), учитель пения и композитор
Дата рождения: 02.02.1762
Гражданство: Италия

Джироламо Крешентини родился 2-го февраля 1762-го в Урбании (Urbania). Он учился в Болонье (Bologna) под руководством именитого педагога Лоренцо Джибелли (Lorenzo Gibelli) и дебютировал в 1783-м. Крешентини остался в Лондоне (London) в 1785-м, где, к несчастью, его приняли не особо радушно. Зато по возвращению в Италию он с огромным успехом выступил в Неаполе (Naples) – в возрожденной опере Гульельми (Guglielmi) 'Эней и Лавиния' ('Enea e Lavinia') вместе с тогда уже известным тенором Джакомо Давиде (Giacomo Davide), который поделился с Джироламо тайнами артистизма.

С этого времени его карьера прогрессировала мощными темпами, достигнув пика в 1790-е, особенно в 1796-м, когда Крешентини сыграл две роли, остававшиеся в его репертуаре несколько десятилетий, причем обе вместе с Джузеппиной Грассини (Giuseppina Grassini). Есть сведения о том, что он якобы был учителем Грассини, которой также приписывают роман с Наполеоном (Napoleone). Однако доподлинно известно, что Николо Дзингарелли (Nicola Zingarelli), написав свою самую лучшую оперу, 'Ромео и Джульетта' ('Giulietta e Romeo'), разрабатывал роль Ромео специально для Крешентини. Эта опера была показана на сцене миланского оперного театра Ла Скала (La Scala) 30-го января. В это же время итальянский композитор Доменико Чимароза (Domenico Cimarosa) создал для певца-кастрата роль Куриацио в опере 'Gli Orazi e i Curiazi', поставленной во втором по важности в Италии оперном венском театре Ла Фениче ('La Fenice') 26-го декабря.

Для оперы Дзингарелли Крешентини сам для себя написал арию 'Ombra adorata aspetta', которая стала известна как 'Молитва Ромео' ('la Preghiera di Romeo'). Всего же он сочинил 12 итальянских арий. Благодаря этой арии Джироламо обеспечил себе весьма продолжительный успех и постоянные жалобы со стороны композитора, который назвал свой проект 'первой неудачной оперой' из-за отсутствия в ней 'здравого смысла'.

После того как Крешентини четыре года провел в Лиссабоне (Lisbon), начиная с 1797-го, он оставил свой пост директора Национального театра де-Сан-Карлос (Teatro Nacional de São Carlos) и вернулся в Италию. После сенсационного исполнения 'Молитвы Ромео' в Вене (Vienna), за которое он был провозглашен Королем Сцены, Наполеон возложил на него Железную корону Лангобардского королевства и назначил его учителем пения императорской семьи.

Это новое поручение Джироламо исполнял в Париже (Paris) с 1806-го по 1812-й, пока, наконец, не получил разрешение вернуться на родину, где и ушел со сцены. С 1814-го Крешентини всецело посвятил себя преподаванию пения в Музыкальном лицее (Liceo Musicale) в Болонье, а затем обучал оперному мастерству в Консерватории Неаполя (Regio Collegio di Musica), где среди его учеников были Изабелла Кольбран (Isabella Colbran) и Раффаэле Мират (Raffaele Mirate). В 1811-м Крешентини опубликовал дидактическое эссе под названием 'Упражнения для вокализации' ('Esercizi per la vocalizzazione').

Вместе с Гаспаре Пакчиротти (Gaspare Pacchierotti), Луиджи Маркези (Luigi Marchesi) и Джованни Веллюти (Giovanni Velluti) Крешентини стал последним из череды тех, кто прошел через кастрацию. Он был призван пройти через эту процедуру за его поистине чудное пение, которое необходимо было сохранить на неизменном уровне. Его даже величали 'Итальянским Орфеем'.

Джироламо, отказавшийся от пафосных выпадов на сцене, равно как и Пакчиротти, был наделен чистым, мягким и четким голосом, которым восхищались такие важные персоны, как Альфред де Виньи (Alfred de Vigny). Этот французский писатель описывает голос Джироламо, как 'голос серафима, идущий из истощенного и морщинистого лица'. А 17-летний Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer) в своем дневнике называет голос сопраниста 'прекрасным в своей сверхъестественности', подчеркивая его богатство и сладкий тембр.

Крешентини, который на самом деле чувствовал себя не впо лне свободным в сопрановой тесситуре, всегда избегал погони за тем, чтобы взять высокую ноту (C7), а также избегал стремления к неумеренному украшательству своего пения во всех случаях, когда в этом не было истинной необходимости. К примеру, в 'Молитве Ромео', чтобы передать все грани чувств, певец пользовался едва уловимыми приемами своего совершенного пения, создавая воодушевление посредством вполне стандартных иллюзий и энтузиазма. И все же каждый раз Крешентини удавалось делать это совершенно по-разному.

Как настоящий мастер 'пения, которое чувствуется в душе' (ит. 'cantar che nell'anima si sente'), Джироламо был главным представителем бельканто, стиля вокального исполнения, составляющего основу итальянской вокальной школы, в конце 18-го века, наряду с Пакчиротти и др. Вероятно что-то из его концепции пения перешло в вокальный стиль опер Беллини (Bellini).

Джироламо Крешентини умер 25-го апреля 1846-го, в Неаполе.

© БиоЗвёзд.Ру