|
Эйдзи ЦубураяЯпонский режиссер спецэффектов |
Эйдзи Цубурая родился 7 июля 1901-го, в Сукагаве, префектура Фукусима (Sukagawa, Fukushima). Вспоминая о своем детстве, он заявлял, что в тот период испытывал 'смешанные чувства'. Он был первым сыном в большом семействе. Его мать умерла, когда Эйдзи было три года. После отец переехал в Китай (China) из-за дел, связанных с семейным бизнесом. Воспитанием Цубурая занимались его дядя и бабушка по отцовской линии.
Через два года после начала обучения в школе Цубурая увлекся моделированием, а все из-за невероятного успеха японских авиаторов. Он оставался верен своему хобби всю свою жизнь. В 1915-м, когда Эйдзи стукнуло четырнадцать, он получил среднее образование и упросил семью разрешения поступить в лётную школу. Заведение было закрыто из-за случайной смерти его основателя, и в 1917-м Цубурая оказался в ремесленном училище.
Он сумел завоевать признание в отделе исследований и разработки игрушек в компании 'Utsumi'. После того как Ёсиро Эдамаса (Yoshiro Edamasa) предложил ему работу в мире кинематографа, Цубурая принял судьбоносное решение – и согласился стать оператором. В 1919-м он начал с позиции помощника оператора в компании в Киото (Kyoto). Позднее Эйдзи занял место главного оператора в 'Hunchback of Enmeiin' и служил в качестве помощника оператора на съемках новаторского фильма 'Страница безумия' ('Kurutta Ippeiji') в 1925-м.
Отношения со студией 'Shochiku Kyoto Studios' начались в 1926-м, где через год он стал оператором на постоянной основе. Цубурая приступил к созданию и внедрению инновационных технологий съемок, в том числе использовал операторские краны в одной японской киноленте. В 1930-м, в фильме 'Chohichiro Matsudaira', посредством совмещения изображений ему удалось сотворить неплохие на тот момент киноиллюзии. С этого момента визуальные эффекты стали главным коньком Цубурая.
В 1930-м Эйдзи женился на Масано Араки; через год пара отпраздновала появление на свет своего первого из трех сыновей. В 1930-х Цубурая сотрудничал с несколькими студиями, где оценили его кропотливую работу. В этот же период он увидел фильм, который повлиял на его будущую карьеру. Уже после мирового успеха его фильма 'Годзилла' ('Godzilla') Цубурая заявил: 'Когда я работал на 'Nikkatsu Studios', до Киото добрался фильм 'Кинг-Конг' ('King Kong'), и эта картина всегда оставалась в моей памяти. Я сказал самому себе, что когда-нибудь сделаю киномонстра, подобного Кинг-Конгу'.
В 1939-м он создал независимый отдел спецэффектов в компании 'Toho Tokyo Studios'. В периоды Второй китайско-японской и Второй мировой войны Цубурая делал спецэффекты и выступил режиссером нескольких пропагандистских фильмов, снятых по заказу царского правительства. Среди них 'The Imperial Way of Japan', 'Naval Bomber Squadron', 'The Burning Sky' и 'Decisive Battle in the Skies'.
Во время оккупации Японии союзными войсками Цубурая испытывал трудности в поиске работы – из-за той самой причастности к пропагандистским лентам. Он принял решение пуститься в свободное плавание – и открыл компанию 'Tsuburaya Visual Effects Research', которая работала над фильмами других студий. В начале 1950-х для Эйдзи нашлось место в кинокомпании 'Toho'.
Как глава 'Отдела специальных искусств' в 'Toho', Цубурая руководил группой из 60 мастеров, техников и операторов. Именно в этот период он присоединился к команде режиссера Исиро Хонды (Ishirô Honda) и продюсера Томоюки Танаки (Tomoyuki Tanaka), которые подарили миру первый фильм о Годзилле в 1954-м.
За работу над 'Годзиллой' Цубурая получил свою первую премию 'Film Technique Award'. В отличие от техники стоп-кадра, которая в лучшем виде использовалась Уиллисом О'Брайэном (Willis O'Brien) в создании фильма 'Кинг-Конг' 1933-го, Эйдзи прибег к резиновому костюму, когда 'рождался' его гигантский монстр. Такой метод в настоящее время прочно ассоциируется с кайдзю и дайкайдзю – японскими киномонстрами.
При помощи интенсивного освещения и высокой скорости съемки Цубурая сделал свои эффекты более реалистичными. Подобная техника сотворения 'резиновых монстров', прозванная 'suitmation' японской фан-прессой в 1980-х, применяется по сей день, в сочетании с компьютерной графикой.
Огромный успех 'Годзиллы' привел к тому, что компания 'Toho' продолжила производство научно-фантастических фильмов, где, наряду с Годзиллой, появлялись всё новые и новые монстры. В съемках самых популярных картин участвовало 'Золотое трио' – Цубурая, Хонда и Танака, плюсом четвертый 'элемент успеха' – композитор Акира Ификубэ (Akira Ifukube).
Цубурая продолжил создавать специальные эффекты, в том числе для фильмов, где не фигурировали японские монстры. Среди таковых 'The H-Man' 1958-го и 'The Last War' 1961-го. Он удостоился награды 'Japanese Movie Technique Award' за проделанную им работу в научно-фантастическом фильме 'Мистериане' ('The Mysterians') 1957-го. Другая награда досталась в 1959-м, за создание 'Toho Versatile System', оптического принтера для получения широкоэкранных изображений. Впервые принтер был применен в фильме 'Рождение Японии' ('The Three Treasures').
Преданный компании 'Toho', Цубурая оставался ее работником вплоть до самой своей смерти, которую он встретил 25 января 1970-го, в Ито, префектура Сидзуока (Itō, Shizuoka).
В 1966-м собственная студия Эйдзи, 'Tsuburaya Productions', выпустила первые эпизоды телепроекта под общим названием 'Ultra'. Сериал 'Ultra Q' замелькал на экранах в январе, а затем в июле вышел куда более популярный 'Ultraman'. В ноябре компания Цубурая презентовала ситком 'Booska, the Friendly Beast'.
Сериал 'Ultraman' был приобретен для показа по всему миру. Японская вселенная 'The Ultra Series' продолжает расширяться по сей день.
Через два года после начала обучения в школе Цубурая увлекся моделированием, а все из-за невероятного успеха японских авиаторов. Он оставался верен своему хобби всю свою жизнь. В 1915-м, когда Эйдзи стукнуло четырнадцать, он получил среднее образование и упросил семью разрешения поступить в лётную школу. Заведение было закрыто из-за случайной смерти его основателя, и в 1917-м Цубурая оказался в ремесленном училище.
Он сумел завоевать признание в отделе исследований и разработки игрушек в компании 'Utsumi'. После того как Ёсиро Эдамаса (Yoshiro Edamasa) предложил ему работу в мире кинематографа, Цубурая принял судьбоносное решение – и согласился стать оператором. В 1919-м он начал с позиции помощника оператора в компании в Киото (Kyoto). Позднее Эйдзи занял место главного оператора в 'Hunchback of Enmeiin' и служил в качестве помощника оператора на съемках новаторского фильма 'Страница безумия' ('Kurutta Ippeiji') в 1925-м.
Отношения со студией 'Shochiku Kyoto Studios' начались в 1926-м, где через год он стал оператором на постоянной основе. Цубурая приступил к созданию и внедрению инновационных технологий съемок, в том числе использовал операторские краны в одной японской киноленте. В 1930-м, в фильме 'Chohichiro Matsudaira', посредством совмещения изображений ему удалось сотворить неплохие на тот момент киноиллюзии. С этого момента визуальные эффекты стали главным коньком Цубурая.
В 1930-м Эйдзи женился на Масано Араки; через год пара отпраздновала появление на свет своего первого из трех сыновей. В 1930-х Цубурая сотрудничал с несколькими студиями, где оценили его кропотливую работу. В этот же период он увидел фильм, который повлиял на его будущую карьеру. Уже после мирового успеха его фильма 'Годзилла' ('Godzilla') Цубурая заявил: 'Когда я работал на 'Nikkatsu Studios', до Киото добрался фильм 'Кинг-Конг' ('King Kong'), и эта картина всегда оставалась в моей памяти. Я сказал самому себе, что когда-нибудь сделаю киномонстра, подобного Кинг-Конгу'.
В 1939-м он создал независимый отдел спецэффектов в компании 'Toho Tokyo Studios'. В периоды Второй китайско-японской и Второй мировой войны Цубурая делал спецэффекты и выступил режиссером нескольких пропагандистских фильмов, снятых по заказу царского правительства. Среди них 'The Imperial Way of Japan', 'Naval Bomber Squadron', 'The Burning Sky' и 'Decisive Battle in the Skies'.
Во время оккупации Японии союзными войсками Цубурая испытывал трудности в поиске работы – из-за той самой причастности к пропагандистским лентам. Он принял решение пуститься в свободное плавание – и открыл компанию 'Tsuburaya Visual Effects Research', которая работала над фильмами других студий. В начале 1950-х для Эйдзи нашлось место в кинокомпании 'Toho'.
Как глава 'Отдела специальных искусств' в 'Toho', Цубурая руководил группой из 60 мастеров, техников и операторов. Именно в этот период он присоединился к команде режиссера Исиро Хонды (Ishirô Honda) и продюсера Томоюки Танаки (Tomoyuki Tanaka), которые подарили миру первый фильм о Годзилле в 1954-м.
За работу над 'Годзиллой' Цубурая получил свою первую премию 'Film Technique Award'. В отличие от техники стоп-кадра, которая в лучшем виде использовалась Уиллисом О'Брайэном (Willis O'Brien) в создании фильма 'Кинг-Конг' 1933-го, Эйдзи прибег к резиновому костюму, когда 'рождался' его гигантский монстр. Такой метод в настоящее время прочно ассоциируется с кайдзю и дайкайдзю – японскими киномонстрами.
При помощи интенсивного освещения и высокой скорости съемки Цубурая сделал свои эффекты более реалистичными. Подобная техника сотворения 'резиновых монстров', прозванная 'suitmation' японской фан-прессой в 1980-х, применяется по сей день, в сочетании с компьютерной графикой.
Огромный успех 'Годзиллы' привел к тому, что компания 'Toho' продолжила производство научно-фантастических фильмов, где, наряду с Годзиллой, появлялись всё новые и новые монстры. В съемках самых популярных картин участвовало 'Золотое трио' – Цубурая, Хонда и Танака, плюсом четвертый 'элемент успеха' – композитор Акира Ификубэ (Akira Ifukube).
Цубурая продолжил создавать специальные эффекты, в том числе для фильмов, где не фигурировали японские монстры. Среди таковых 'The H-Man' 1958-го и 'The Last War' 1961-го. Он удостоился награды 'Japanese Movie Technique Award' за проделанную им работу в научно-фантастическом фильме 'Мистериане' ('The Mysterians') 1957-го. Другая награда досталась в 1959-м, за создание 'Toho Versatile System', оптического принтера для получения широкоэкранных изображений. Впервые принтер был применен в фильме 'Рождение Японии' ('The Three Treasures').
Преданный компании 'Toho', Цубурая оставался ее работником вплоть до самой своей смерти, которую он встретил 25 января 1970-го, в Ито, префектура Сидзуока (Itō, Shizuoka).
В 1966-м собственная студия Эйдзи, 'Tsuburaya Productions', выпустила первые эпизоды телепроекта под общим названием 'Ultra'. Сериал 'Ultra Q' замелькал на экранах в январе, а затем в июле вышел куда более популярный 'Ultraman'. В ноябре компания Цубурая презентовала ситком 'Booska, the Friendly Beast'.
Сериал 'Ultraman' был приобретен для показа по всему миру. Японская вселенная 'The Ultra Series' продолжает расширяться по сей день.