Главная Войти О сайте

Эйдзи Цубурая

Эйдзи Цубурая

Японский режиссер спецэффектов
Эйдзи Цубурая родился 7 июля 1901-го, в Сукагаве, префектура Фукусима (Sukagawa, Fukushima). Вспоминая о своем детстве, он заявлял, что в тот период испытывал 'смешанные чувства'. Он был первым сыном в большом семействе. Его мать умерла, когда Эйдзи было три года. После отец переехал в Китай (China) из-за дел, связанных с семейным бизнесом. Воспитанием Цубурая занимались его дядя и бабушка по отцовской линии.

Через два года после начала обучения в школе Цубурая увлекся моделированием, а все из-за невероятного успеха японских авиаторов. Он оставался верен своему хобби всю свою жизнь. В 1915-м, когда Эйдзи стукнуло четырнадцать, он получил среднее образование и упросил семью разрешения поступить в лётную школу. Заведение было закрыто из-за случайной смерти его основателя, и в 1917-м Цубурая оказался в ремесленном училище.

Он сумел завоевать признание в отделе исследований и разработки игрушек в компании 'Utsumi'. После того как Ёсиро Эдамаса (Yoshiro Edamasa) предложил ему работу в мире кинематографа, Цубурая принял судьбоносное решение – и согласился стать оператором. В 1919-м он начал с позиции помощника оператора в компании в Киото (Kyoto). Позднее Эйдзи занял место главного оператора в 'Hunchback of Enmeiin' и служил в качестве помощника оператора на съемках новаторского фильма 'Страница безумия' ('Kurutta Ippeiji') в 1925-м.

Отношения со студией 'Shochiku Kyoto Studios' начались в 1926-м, где через год он стал оператором на постоянной основе. Цубурая приступил к созданию и внедрению инновационных технологий съемок, в том числе использовал операторские краны в одной японской киноленте. В 1930-м, в фильме 'Chohichiro Matsudaira', посредством совмещения изображений ему удалось сотворить неплохие на тот момент киноиллюзии. С этого момента визуальные эффекты стали главным коньком Цубурая.

В 1930-м Эйдзи женился на Масано Араки; через год пара отпраздновала появление на свет своего первого из трех сыновей. В 1930-х Цубурая сотрудничал с несколькими студиями, где оценили его кропотливую работу. В этот же период он увидел фильм, который повлиял на его будущую карьеру. Уже после мирового успеха его фильма 'Годзилла' ('Godzilla') Цубурая заявил: 'Когда я работал на 'Nikkatsu Studios', до Киото добрался фильм 'Кинг-Конг' ('King Kong'), и эта картина всегда оставалась в моей памяти. Я сказал самому себе, что когда-нибудь сделаю киномонстра, подобного Кинг-Конгу'.

В 1939-м он создал независимый отдел спецэффектов в компании 'Toho Tokyo Studios'. В периоды Второй китайско-японской и Второй мировой войны Цубурая делал спецэффекты и выступил режиссером нескольких пропагандистских фильмов, снятых по заказу царского правительства. Среди них 'The Imperial Way of Japan', 'Naval Bomber Squadron', 'The Burning Sky' и 'Decisive Battle in the Skies'.

Во время оккупации Японии союзными войсками Цубурая испытывал трудности в поиске работы – из-за той самой причастности к пропагандистским лентам. Он принял решение пуститься в свободное плавание – и открыл компанию 'Tsuburaya Visual Effects Research', которая работала над фильмами других студий. В начале 1950-х для Эйдзи нашлось место в кинокомпании 'Toho'.

Как глава 'Отдела специальных искусств' в 'Toho', Цубурая руководил группой из 60 мастеров, техников и операторов. Именно в этот период он присоединился к команде режиссера Исиро Хонды (Ishirô Honda) и продюсера Томоюки Танаки (Tomoyuki Tanaka), которые подарили миру первый фильм о Годзилле в 1954-м.

За работу над 'Годзиллой' Цубурая получил свою первую премию 'Film Technique Award'. В отличие от техники стоп-кадра, которая в лучшем виде использовалась Уиллисом О'Брайэном (Willis O'Brien) в создании фильма 'Кинг-Конг' 1933-го, Эйдзи прибег к резиновому костюму, когда 'рождался' его гигантский монстр. Такой метод в настоящее время прочно ассоциируется с кайдзю и дайкайдзю – японскими киномонстрами.

При помощи интенсивного освещения и высокой скорости съемки Цубурая сделал свои эффекты более реалистичными. Подобная техника сотворения 'резиновых монстров', прозванная 'suitmation' японской фан-прессой в 1980-х, применяется по сей день, в сочетании с компьютерной графикой.

Огромный успех 'Годзиллы' привел к тому, что компания 'Toho' продолжила производство научно-фантастических фильмов, где, наряду с Годзиллой, появлялись всё новые и новые монстры. В съемках самых популярных картин участвовало 'Золотое трио' – Цубурая, Хонда и Танака, плюсом четвертый 'элемент успеха' – композитор Акира Ификубэ (Akira Ifukube).

Цубурая продолжил создавать специальные эффекты, в том числе для фильмов, где не фигурировали японские монстры. Среди таковых 'The H-Man' 1958-го и 'The Last War' 1961-го. Он удостоился награды 'Japanese Movie Technique Award' за проделанную им работу в научно-фантастическом фильме 'Мистериане' ('The Mysterians') 1957-го. Другая награда досталась в 1959-м, за создание 'Toho Versatile System', оптического принтера для получения широкоэкранных изображений. Впервые принтер был применен в фильме 'Рождение Японии' ('The Three Treasures').

Преданный компании 'Toho', Цубурая оставался ее работником вплоть до самой своей смерти, которую он встретил 25 января 1970-го, в Ито, префектура Сидзуока (Itō, Shizuoka).

В 1966-м собственная студия Эйдзи, 'Tsuburaya Productions', выпустила первые эпизоды телепроекта под общим названием 'Ultra'. Сериал 'Ultra Q' замелькал на экранах в январе, а затем в июле вышел куда более популярный 'Ultraman'. В ноябре компания Цубурая презентовала ситком 'Booska, the Friendly Beast'.

Сериал 'Ultraman' был приобретен для показа по всему миру. Японская вселенная 'The Ultra Series' продолжает расширяться по сей день.

© БиоЗвёзд.Ру