БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов

режиссер

Имя: Эльдар
Фамилия: Рязанов
Дата рождения: 18.11.1927
Гражданство: Россия

Эльдар Александрович Рязанов появился на свет в Самаре 18 ноября 1927 года. Его отец и мать работали в советском торговом представительстве в Тегеране, поэтому часто находились в разъездах. Когда отец стал начальником винного главка, семья переехала в Москву, получив просторную квартиру в центре города. Однако вскоре он ушел из семьи, и мать во второй раз вышла замуж за инженера. Судьба Александра Рязанова сложилась печально: в 1938 году его арестовали на 5 лет, а через некоторое время дали еще 12 за попытку бегства. Своего сына он нашел только в 60-е годы, когда тот уже был известным.

Эльдар рос обычным ребенком: гонял голубей, дружил с дворовыми пацанами, тайно покуривал. Мать не особо следила за ним, но научила не лгать и пристрастила к чтению. Рязанов обожал Лермонтова, Пушкина, Маяковского и мечтал стать путешественником, как его герой Мартин Иден. После окончания школы он даже хотел поступить в Одесскую мореходку, но на его запрос так никто и не ответил.

Чтобы не терять целый год, Эльдар ради интереса попытался поступить во ВГИК. Особой надежды он не питал, ведь его отец был 'врагом народа', а мать – еврейкой. Однако после прохождения экзаменов Рязанов с удивлением обнаружил, что его все-таки зачислили на режиссерский факультет к знаменитому Григорию Козинцеву. Большого интереса к кино он не имел, зато питал страсть к писательству.

Одним из педагогов Рязанова был великий Эйзенштейн, который сразу же выделил его из массы студентов. А вот с Козинцевым отношения сначала не сложились. Эльдар имел неуступчивый характер, поэтому постоянно спорил с руководством. Со временем режиссер все-таки понял, что единственная возможность создавать фильмы – это найти компромисс с начальством и никогда не выходить за рамки.

В 1950 году Рязанов закончил ВГИК и женился на своей сокурснице Зое Фомине. Через год у пары родилась дочь Оля. По распределению Эльдар попал на Студию документальных фильмов, где началась его карьера режиссера.

В студии Рязанов создал целую серию короткометражных фильмов. Несмотря на то, что все они были идеологическими, одна работа – 'Остров Сахалин' (1954) – стала лауреатом премии на кинофестивале в Каннах. Так Эльдар проработал несколько лет, пока его не пригласили на 'Мосфильм' заняться постановкой первого фильма-ревью 'Весенние голоса' (1955). Эта работа открыла Рязанову дорогу в большое кино.

Режиссер хотел снимать серьезное кино, но руководитель студии Пырьев заставил его заняться постановкой комедии 'Карнавальная ночь' (1956). Эта работа была ему в тягость: ему не нравился сюжет, он постоянно спорил с Пырьевым, его раздражали шуточки Людмилы Гурченко. Однако результат получился неожиданным: картина завоевала большой успех, а имя Рязанова стало известным всей стране.

Эльдар Александрович понял, что амплуа режиссера-комедианта ему подходит как нельзя лучше. Но в отличие от своих коллег, он всегда старался вкладывать в свои фильмы больше сатиры, серьезности. Поэтому фильмы режиссера скорее напоминают трагедию через призму комедии. После успеха 'Карнавальной ночи' Рязанов поставил комедии 'Девушка без адреса' (1957) и 'Гусарская баллада' (1962).

Однако эти фильмы не вызвали большого отклика в сердцах советских зрителей. Гораздо более успешным и заметным был фильм 'Берегись автомобиля' (1966), в котором с блеском сыграл Иннокентий Смоктуновский. Сначала режиссер хотел задействовать в главной роли Юрия Никулина, но из-за занятости актера, ему пришлось выбирать из других кандидатов. Фильм вызвал большой резонанс. С одной стороны он имел большой успех у зрителей, с другой – был раскритикован моралистами за героизацию вора.

Эльдар Рязанов набирал все больший вес в кинематографических кругах, но в то же время, сам того не желая, оказался под строгим присмотром партии. В своей следующей работе – 'Старики-разбойники' (1971) – режиссер наконец-то добился права поработать с Никулиным. Эту работу тоже сильно критиковали за клевету на органы юстиции, что не помешало ей, впрочем, стать очень популярной.

Конец 70-х годов стал наиболее плодотворным временем в карьере Эльдара Рязанова. После выхода фильма 'Ирония судьбы, или с Легким паром!' (1975) Рязанов получил всесоюзную известность и стал самым любимым режиссером в СССР. По телевидению картину посмотрело более 250 миллионов человек, что было ошеломляющим результатом. И самое главное, что спустя 40 лет фильм не теряет своей популярности, оставаясь главным телемедийным продуктом на новогодние праздники.

'Ирония судьбы' принесла Рязанову Государственную премию СССР, и теперь даже самые ярые его противники замолчали. Через два года режиссер поставил еще одну знаковую комедию – 'Служебный роман' (1977) – более усложненную, мелодраматичную и грустную, чем 'Ирония судьбы'. И на этот раз успех был колоссальным. Фильм стал лидером проката в 1978 году, завоевав сердца зрителей по всему Союзу.

Перемены наступили не только в карьере, но и в личной жизни режиссера. После двадцати лет брака он разошелся с первой женой, а вскоре встретил Нину Скуйбину, которая работала редактором на киностудии 'Мосфильм'. Они поженились и были вместе до самой смерти Нины в 1994 году. Завести детей они так и не смогли.

Находясь на пике популярности, Эльдар Рязанов не зазнавался, а продолжал творить свои бесподобные шедевры. Причем, каждый новый его фильм был все более критичным, облачая различные недостатки советского строя. Фильмы 'Гараж' (1979), 'О бедном гусаре замолвите слово' (1980), 'Забытая мелодия для флейты' (1987) – это уже совсем не комедии и даже не сатира. Это жесткое, многослойное, неоднозначное кино, которое дает больше вопросов, чем ответов.

В самые сложные 90-е годы Эльдар Александрович работал мало. Он поставил всего три фильма, которые особого успеха не имели. В 2000-х режиссер снял несколько хороших картин, среди которых стоит выделить драму 'Тихие омуты' (2000), посвященную другу Эмилю Брагинскому, и мюзикл 'Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя' (2006). В последнем сыграла целая плеяда молодых российских звезд в лице Сергея Безрукова, Марии Ароновой, Сергея Маковецкого и других.

По словам Эльдара Рязанова, каждый фильм для него личный, потому что другие он делать не умеет. Отсюда – его вечная конфронтация с властью, которая любит диктовать свои условия. Но куда больше режиссера беспокоит состояние современного общества. Он не может простить людям ложь, ксенофобию, лицемерие и нетерпимость. А еще его очень тревожит отсутствие внутренней культуры у людей.

Друзья и близкие Эльдара Александровича утверждают, что он единственный человек, который, обладая такой популярностью, смог сохранить себя таким, каким есть. Он прошел сквозь множество преград – и ничуть не изменился. Однако по словам жены Рязанова Эммы Абайдуллиной, которая находится рядом с ним с 90-х годов, жить с таким человеком совсем не легко. Он очень требовательный к окружающим и если что-то задумал, поднимет на уши всех.

Эльдар Александрович ни на минуту не прекращал работать. Такая активность привела к тому, что в ноябре 2014 года он попал в больницу с нарушением мозгового кровообращения. В конце января 2015 года режиссера выписали домой. В этом году Рязанову исполнится 88 лет, но по его собственным словам, настроение у него боевое.

© БиоЗвёзд.Ру