Главная Войти О сайте

Елена Николаева

Елена Николаева

Режиссёр
Гражданство: Россия

Содержание

  1. Елена Владиславовна, как появился этот проект?
  2. Драма не пугает нас.
  3. С другой стороны, если посмотреть, на что ходят в кинотеатры – либо это мультфильмы, либо что-то развлекательное.
  4. Что же было главным в работе над этим фильмом?
  5. Сколько времени вы там провели?
  6. Наши читатели писали о съёмках ещё до выхода сериала. Люди очень живо реагируют, когда что-то рядом происходит.
  7. Севастополь - очень интеллигентный город, он какой-то особенный.
  8. Но как это украсило картину!
  9. Как бы вы сами определили тему фильма, о чём он?
  10. Поэтому Анна Михайловская, игравшая Ксению в юности, не могла сыграть вторую роль, Риты? Это было бы слишком «в лоб»?
  11. Но они решили, что это будет надолго.
  12. Как в такой ситуации «треугольника» может себя ощущать мать?
  13. Мне больше всех, почему-то, персонаж Юшкевича понравился (художник Дмитрий, муж Ксении).
  14. Люди столько лет живут вместе, у них были хорошие отношения - почему она не смогла понять, что любит его?
  15. Как же может быть, что такая искренняя любовь не смогла тронуть женское сердце?
  16. А он что на это сказал?
  17. Это понимаешь умом, а чувства отдельно от разума.
  18. Сюжеты вырастают прямо из жизни, можно брать и снимать.
  19. Актёров «Ангела в сердце» можно разделить на более старших – Валерий Баринов (отец Дмитрия), Татьяна Догилева (мать Ксении) - и молодых. Есть ли разница в работе с ними?
  20. Догилева с возрастом становится только лучше.
  21. Может быть, стоит в провинции поискать новые лица?
  22. А ваши молодые ребята - Даня Певцов, Михайловская?
  23. Хотели бы поработать с ними ещё?
  24. Ваш следующий проект также будет снят здесь, на AMALGAMA STUDIO?
  25. Елена Владиславовна, как вы думаете - может ли киноискусство повлиять на человека так, чтобы что-то в нём изменилось? Не просто развлечь, не просто отвлечь, а дать стимул к перемене мыслей, личности?
  26. Это может только через катарсис произойти? Как достучаться до людей?

Елена Владиславовна, как появился этот проект?



- «Ангел в сердце» возник стандартно: меня пригласили продюсеры, и убедили. Мелодрама - жанр очень востребованный. Драма и мелодрама это наш, российский менталитет.

Драма не пугает нас.



- Драма, мне кажется - наше нормальное состояние.

С другой стороны, если посмотреть, на что ходят в кинотеатры – либо это мультфильмы, либо что-то развлекательное.



- Сейчас да. Надо не забывать нашу ситуацию безумную, чёрное же всё у нас. Сейчас в интернет страшно входить. Ну и вот, возникла такая мелодрама. Литературный сценарий был уже приобретён, заявлен на канале, как интересная история, что-то близкое к «Осени в Нью-Йорке».

Началась работа - читаешь, что-то придумываешь, обычное дело, когда сценарий переделывается под режиссёра, чтобы история состоялась именно такой, какой я её почувствовала, чтобы она была живая. Я ненавижу понятие отрицательных персонажей, считаю, что у каждого должна быть своя правда - это самое главное для характера. Беру на эти роли очень хороших актёров, которые играют с установкой своей правоты, и сразу получается двойная, не плоская история.

Что же было главным в работе над этим фильмом?



- Мелодраму очень сложно делать, на мой взгляд. Чуть-чуть перебор, скатился до лишнего плюса - и всё. Поэтому всегда интересней делать мелодраму с ударением на драму. У меня такая манера - немного чрезмерная плотность в действии, в событийности. Не скажу, что сценарий сразу зацепил, меня зацепили продюсеры кинокомпании «Амальгама». Очень интересные все трое: и Андрей Феофанов, и Сергей Новиков, и креативный продюсер Владимир Щегольков, который, собственно, меня и нашёл (мы вместе с ним работали у моего бывшего сокурсника, Миши Калатозова). Мне понравилась их установка на качество: чтобы было именно четыре серии, а не больше. Чтобы можно было «вылизать», рассказать историю чистым, профессиональным языком. При съёмках часто начинают экономить, так как очень мало профессионально образованных продюсеров. Например, они тебе дают только видео-объектив, и всё бы ничего, но киношный эффект пропадает. У нас же всё было по высшему разряду, и один из главных героев этой картины - локейшн, места съёмки. Вся эта история была написана на Москву, но, на мой взгляд, там она бы не сработала. Мы снимали много где: Ялта, Севастополь, Алушта, Алупка...

Сколько времени вы там провели?



- Месяца три, наверное. Долго искали натуру, было довольно сложно: мы выбрали, а потом оказалась, что в сезон эти места недоступны. Есть замечательный санаторий, который называется «Россия», но там в это время был саммит. Такого рода места заранее расписаны, как Кремль, куда нельзя прийти, когда захочется, и снимать. Мы там готовились, у нас много ялтинцев работало.

Наши читатели писали о съёмках ещё до выхода сериала. Люди очень живо реагируют, когда что-то рядом происходит.



- Знаете, у нас был очень трогательный момент, поразительно. Мы снимали в выходной день на набережной в Севастополе, у Ротонды. Несколько сцен: первая школьная, когда они рисуют, потом встреча, они расстаются, и вечером мы должны были приехать на «выпускной бал», вниз, к морю. По актёрам же всё планируешь, не по возможностям. Актёры все, практически, театральные, занятые, даже Даню Певцова (Петя Кузнецов в молодости) мы взяли всего на десять дней. И выясняется, что сегодня - День города! Вечером собираемся на переезд - хотя там спуститься просто, но для киногруппы это большой переезд, с гримёрной, со всем барахлом, с камерами... Я в шоке, не знаю, что делать - миллион людей вокруг! Невозможно! Шум, гам, какие-то песни. Мне исполнительный продюсер говорит: «Не волнуйтесь, мы всё разгребём». И действительно - разогнали, расчистили, поставили ограждение, и мы стали репетировать эту сцену, которая идёт одним кадром. Сняли три или четыре дубля. Я уже и забыла про толпу, а люди стоят. Кончилось тем, что, когда мы всё сняли, люди захлопали, некоторые даже плакали. Потому что ностальгия. Оказалось, выпускной бал 1985-го года произвёл на всех такое впечатление. Я думала, будут лезть, что-нибудь орать, знаете, как это часто бывает? Особенно, в Москве.

Севастополь - очень интеллигентный город, он какой-то особенный.



- Да. Вот эта ностальгическая атмосфера нас тоже тронула. Красивый город, очень. Жаль, что не русский сейчас. Дай Бог, чтобы были нормальные отношения, чтобы остался русский язык - это же город морского офицерства российского. Большой респект продюсерам за Ялту, так как это очень удорожило проект. Последние месяцы попали ещё и в сезон...

Но как это украсило картину!



- Это её и сделало. История по жанру - чистая-пречистая мелодрама, которая нуждается именно в таком подходе. Её обязательно нужно правильно рассказать. Как её подать? «Ангел в сердце» можно было сделать арт-историей, совершенно чёрной, акценты по-другому расставить. С другой стороны, если снять наплевательски, дёшево, халтурно - была бы просто бытовуха. Неинтересно.

Как бы вы сами определили тему фильма, о чём он?



- Это интересная история о любви: мужчина всю жизнь любит одну и ту же женщину, только в двух воплощениях. Та исчезла, ту, собственно, «убили», и он её снова нашёл в её дочери, Рите (Катерина Шпица).

Поэтому Анна Михайловская, игравшая Ксению в юности, не могла сыграть вторую роль, Риты? Это было бы слишком «в лоб»?



- Конечно. И тогда Петр (Дмитрий Певцов) не стал бы с ней встречаться, мне кажется. Не имел бы права, это другая история. Акцент на то, что инициатива Риты, был моей идеей. Они влюбляются оба, но её-то ничто не держит, и она такая же, как Ксения в юности – «я хочу», капризная, избалованная, привыкшая всё получать. А он всячески упирается. Влюбился он сразу, другой вопрос - как ты решаешь для себя, имеешь ли ты право, нужно ли тебе это? У ровесников ответственность напополам. Когда ты старше - ответственность на тебе. Огромная разница, и он должен понимать, что она такая молодая... По-разному рассуждают мужчины. Многие чувствуют, что это момент очень короткий. Ненадолго.

Но они решили, что это будет надолго.



- Да. Потому, что он был готов к этой встрече. Такая вот история.

Как в такой ситуации «треугольника» может себя ощущать мать?



- Настоящая мать будет думать только о ребёнке, это сто процентов. Конечно, есть какое-то соперничество подсознательное, но если ты мать, то ребёнок у тебя на первом месте, обязательно. Это моя позиция. Я прежде всего мать, потом уже всё остальное. Поэтому для неё главное - дочь, которая попала в ту же драматическую ситуацию. Любовь должна себя реализовать.

Мне больше всех, почему-то, персонаж Юшкевича понравился (художник Дмитрий, муж Ксении).



- Наверное, потому, что и мне он больше всех понравился. Самый сложный, самый несчастный. Он-то искренне влюбился, а тут вся эта интрига.

Люди столько лет живут вместе, у них были хорошие отношения - почему она не смогла понять, что любит его?



- А вы такое в жизни не видели, ни разу? Я могу вам рассказать: Валентина Серова и Константин Симонов. У Серовой был муж, лётчик Серов, который прожил с ней два года, и погиб. Они были очень молодые. Что такое лётчик рядом с Симоновым? Когда читаешь записки Ивинской Ольги Всеволодовны, последней жены Пастернака - зашёл Симонов, в американском пальто, пахнущий дорогим табаком, с трубкой, овеянный романтикой фронта, женщины с ума сходили. Все сбегались – Симонов пришёл! А Серова страдала, потому как считала, что всю жизнь любит своего лётчика. Который, уверяю вас, когда кончилась бы война, остался бы без такой легендарной работы, пил бы, и вообще, у него была бы одна извилина, сто процентов. Что такое лётчик? Тот же слесарь, только летает. И Симонов, который посвятил ей кучу стихов! Симонов, который не боялся, тоже был на фронте, как любой солдат. Симонов - совершенно уникальная, редкая, легендарная личность России! За счастье быть с ним любая женщина бы умерла просто. А Серова потом говорила - да, я дура. Пропустила такого человека. У Симонова на столе стояло две фотографии, одна - Экзюпери, другая - Серовой. Его спросили - почему? «Потому, что я всю жизнь хотел быть похожим на этого человека, и не смог. Потому, что я всю жизнь хотел прожить с этой женщиной - и не смог». Вот какое у него было к ней отношение. Вот история, пожалуйста.

Как же может быть, что такая искренняя любовь не смогла тронуть женское сердце?



- Какая-то иллюзия оказывается важнее. Хотя это даже нечестно, глупо по отношению к самой себе и к Господу Богу, давшему тебе другого человека, который был рядом и тебя любил. Либо у неё была заточена психика на драматизм ситуации, ей нравилось культивировать некую драму, в своей душе переживать, на этом она строила своё бытие. Вполне возможно. Такая ситуация может быть, и, знаете, не одна. У нас с мужем есть замечательный товарищ, полжизни вспоминавший свою первую жену, которая совершенно пустая, абсолютно. И не заметил прожившую рядом с ним гораздо более интересную женщину, которая, в результате, от него ушла. Ты понимаешь, что рядом с тобой была потрясающей красоты - я не буду называть, она очень известная личность - невероятная женщина, которую ты просто не заметил? Она была с тобой, ребёнка тебе родила, умерла - а ты не заметил. Вспоминаешь ту, которая была менее интересна.

А он что на это сказал?



- Он сказал - да, ты права, я согласен. Но тогда уже всё прошло.

Это понимаешь умом, а чувства отдельно от разума.



- Думаю, да. Поэтому, бывает. То ли так правда устроена жизнь - чтобы тебя так страстно любили, надо не любить? Когда я с Люсей Гурченко снимала картину «Секс-сказка», она сказала: «Как я буду самой желанной после таких молодых и красивых?» Я придумала такой вариант: «Скажи, какую женщину больше всего любят мужчины?» Она говорит - сексуальную. Нет! Красивую? Нет - уходящую. Она говорит - почему ты младше, а умнее? (смеётся) Действительно, так и получается. Симонов так и не получил в руки Серову, поэтому страстно любил, а она, оттого, что он был всегда рядом, как данность, не составила себе труда завоёвывать.

Сюжеты вырастают прямо из жизни, можно брать и снимать.



- Всегда надо наблюдать. Как миссис Марпл, да? (смеётся). Такое бывает, когда возраст накапливается. Как у нас в «Службе доверия» врач говорит старому бомжу – «Вы психолог?» «Да нет, просто долго живу.»

Актёров «Ангела в сердце» можно разделить на более старших – Валерий Баринов (отец Дмитрия), Татьяна Догилева (мать Ксении) - и молодых. Есть ли разница в работе с ними?



- Конечно, есть. Скажем, Догилева - моя ровесница. Она мне очень нравится, просто уникальная актриса, мы подружились. Понимаете, это поколение - оно совсем другое. Скажу такую вещь: тяжелее по характеру, чем Люся Гурченко, вообще нет. Человек энергетически невероятной силы, в 70 лет держала спектакль с танцем - это нормально? У меня мама встать не может сама, у неё всё болит. А она тебе танцует! Какую энергетику Бог дал! Но есть обратная сторона медали. Если она злится - это монстр, если она радуется - своеобразная, тоже. Да, с ней бывало тяжело, у неё было своё отношение к костюмам, которые она сама диктовала и ругалась. Но, когда нужно было ехать на съёмки, а ей не купили билет (а Гурченко была гипер-звездой, когда я снимала «Секс-сказку»), она села в общий вагон и поехала сама. Что она там пережила, что она там делала, я не знаю, потому, что никакие чёрные очки её никогда не прятали. Приехала и утром пошла на площадку, и ничего. Каждое утро она без пятнадцати девять уже стояла у машины, готовая ехать. Такой человек. Поэтому то, старое поколение, оно невероятное просто. Во-первых, как они работают над ролью. Бывает, рассказываешь «про что эта сцена» в 25-й раз, и не встречаешь понимания. А тут, как говорил Станиславский, «работа актёра над собой». Отдача. Мало кто сейчас так делает. Плюс невероятная обязательность, серьёзное отношение. Андрей Панин - просто русский Гэри Олдман. Из такой простой роли в «Ванечке» - для меня она была важной, кающийся грешник - он сделал, на мой взгляд, что-то невероятное. Или Дуся Германова! Таня Догилева в «Девочке» работницу в тюрьме играла - какая мощная у неё роль!

Догилева с возрастом становится только лучше.



- Лучше, ну что вы! Очень сложно играть характерные роли, хотя героиней быть ещё тяжелее. Мастодонты последние просто остаются. Сейчас то ли их портят этим "мылом", то ли что... Я не вижу личностных характеристик, которые было бы интересно наблюдать, как в той же Олесе Железняк. Конечно, хорошие актёры есть, в России много интересных актрис, мне кажется, даже больше, чем мужиков.

Может быть, стоит в провинции поискать новые лица?



- Да-да. Плюс эти телеканалы, которые "присели" на звёзд, невозможно. Не понимаешь, что ты включил, везде одни и те же фигуры. Была волна на Панина, потом он кому-то надоел - повсюду один Домогаров, и так далее.

А ваши молодые ребята - Даня Певцов, Михайловская?



- Анечку Михайловскую (Ксения в молодости) я уже снимала в «Самой красивой-2», там я для себя её открыла в работе. Я прямо влюбилась в неё, такая замечательная. И тоже несовременная: она танцует с шести лет, спортивные танцы. Поэтому - трудоголик. Анечка потрясающе работает, потрясающая собранность. Про Даню Певцова (Петя Кузнецов в молодости) я вообще не знаю, что сказать. Это просто уникальное явление, комета такая. В этот день - именно в этот день! - мы тут сидели, Дима Певцов (Пётр Кузнецов) озвучивал, сказав, что сына подвёз на мотоцикле и приехал к нам. Как раз говорили о том, что Даня лучше него. У Димы рот растягивался в улыбке от этих слов, говорил - да, я знаю, я тогда был деревянный. А Даня, действительно, очень свободный, какой-то светящийся. Просто поразительно. Все ассистенты, вся группа ждали, что на съёмки приедет мажор. А приехал парень, которому можно сказать: "Ой, пить хочется!" - и он побежит, и первым принесёт тебе воды. Причём тебе, не тебе, любому. Уникальный совершенно человек, с открытым сердцем, с открытой душой. Такая была отдача от сердца у детей - там не было техники, шёл просто полный надрыв. Поразительно.

На площадке Таня за Аней ходила, обучала её, а Баринов учил Даню. Особая атмосфера. Дети были настолько милы, такие замечательные, что все их учили, помогали, все их хвалили. Выбор актёров очень удачный, и этот парень, Саша Солдаткин, игравший персонажа Юшкевича, Диму Проскурина в юности, тоже очень интересный.

Хотели бы поработать с ними ещё?



-Да, да, я со всеми с ними хотела бы работать. Есть просто актёры, которых я считаю «своими». С Певцовым у нас вообще романтическая история: есть такая картина, «Алиса и букинист», её снял мой муж. И они там поженились с Ольгой, так что мы дружим много-много лет. Дима очень серьёзно работает. Он мыслящий человек, с ним очень интересно.

Ваш следующий проект также будет снят здесь, на AMALGAMA STUDIO?



- Да, тоже четыре серии. Скажу только, что это уже моя молодость, 1978-й год. И тоже мелодрама, со знаком драмы. Арт-художественная среда, которая даёт возможность окунуться в драматическо-социальную часть этой эпохи. В то же время, это среда неординарных людей. Сейчас мы только начали работу, переписываем сценарий, в очередной раз.

Елена Владиславовна, как вы думаете - может ли киноискусство повлиять на человека так, чтобы что-то в нём изменилось? Не просто развлечь, не просто отвлечь, а дать стимул к перемене мыслей, личности?



-Тарковский считал, что может.

Это может только через катарсис произойти? Как достучаться до людей?



- Через катарсис. Потрясти. Что такое кино? Прочесть книгу - некий труд. Читаешь, думаешь, возвращаешься к ней. Кино - всегда эмоциональный шок. Неважно, весёлый, грустный. Если его не случилось, значит, кино не задело. Катарсис может быть прямой, шекспировский, а может быть и подсознательный. У меня так произошло с «Антихристом» - только на другой день я поняла, что картина на меня повлияла.

© БиоЗвёзд.Ру