Главная Войти О сайте

Эмилио Арриета

Эмилио Арриета

Испанский композитор.
Родился Арриета в семье сельского землевладельца в Пуенте-ла-Рейна, Наварра (Puente la Reina, Navarra). В десять лет его отправили в Мадрид (Madrid), на попечение вполне состоявшейся к тому времени сестры. Именно в Мадриде Эмилио начал изучать сольфеджио; довольно быстро стало ясно, что в мальчике кроется немалый талант. После нескольких поездок в Италию Эмилио смог устроиться в Миланскую консерваторию (Milan Conservatory); там он проучился с 1841-го по 1845-й под руководством целого ряда выдающихся педагогов – вроде легендарного Николы Ваккая (Nicola Vaccai). В консерватории Арриета подружился с другим известным композитором, Амилькаро Понкьелли (Amilcare Ponchielli), будущим автором 'Джоконды' ('La Gioconda'). Окончил учебу Эмилио на в высшей степени мажорной ноте, получив первый приз на конкурсе консерватории; сразу после прощания с альма-матер он написал оперу 'Ильдегонда' ('Ildegonda'), некоторое время успешно шедшую сразу в нескольких итальянских городах.

В том же году Арриета вернулся в Мадрид, где довольно быстро стал одним из фаворитов королевы Изабеллы II (Isabel II). Протекция королевы помогла Эмилио довольно быстро подняться по карьерной лестнице; вершиной карьеры Арриеты стало место главного композитора Teatro Real – его он получил всего через два месяца после премьерного показа 'Ильдегонды' на сцене этого театра. В 1850-м Эмилио выпустил новую оперу, 'Завоевание Гранады' ('La conquista de Granada'); как и в случае с 'Ильдегондой', либретто к опере написал Темистокль Солера (Temistocle Solera).

С 1857-го Арриета начал преподавать в Мадридской консерватории (Madrid Conservatory). Долгое время он считался одним из авторитетнейших композиторов и педагогов страны; после того, как королева Изабелла была вынуждена оставить трон, положение Эмилио сильно пошатнулось.

Всю свою жизнь Эмилио отличался изрядным консерватизмом в делах политических и патриотизмом в делах музыкальных. В создании легендарного театра Teatro de la Zarzuela Арриета особого участия не принимал; впрочем, он все же написал для него относительно небольшое произведение – 'El sonámbulo' – и принял участие в создании еще целого ряда проектов театра. Вообще, сарсуэлы Эмилио писал регулярно – что, впрочем, никак не повлияло на его дружбу и совместную деятельность с поэтом Аделадо Лопесом де Айала (Adelado López de Ayala), видным противником движения 'за национальную музыку'. Нередко Арриета писал сарсуэлы в более 'итальянизированном' стиле, чем это делали его современники. Эмилио довольно активно сотрудничал с целым рядом известных либреттистов – среди которых особенно выделялся Антонио Гарсия Гутиэррез (Antonio García Gutiérrez), автор легендарных 'Трубадур' ('El trovador') и 'Мальчик' ('El grumete'). Следует отметить, что отнюдь не все произведения Эмилио пользовались безоговорочным успехом у публики – так, продолжение 'Мальчик', 'Возвращение пиратов' ('La vuelta del corsario') 1862-го и 'Лондонская госпожа' ('La tabernera de Londres') особого теплого приема так и не встретили.

Несмотря на периодические провалы, Эмилио и по сей день жив в памяти любителей музыки. Во многом композитор известен современным меломанам благодаря трехактной опере 'Marina' – довольно ярко демонстрирующей стиль Арриеты во всех его проявлениях. Мягкая, элегантная и грациозная постановка в стиле Доницетти (Donizetti) или Риччи (Ricci) особенно интересна для любителей партий сопрано и теноров.

В 1892-м Арриета перенес инсульт; через два года он скончался в своем доме в Мадриде.

© БиоЗвёзд.Ру