|
Евгений ФедоровБас-гитарист, вокалист, композитор, аранжировщик, актёр, автор песен, и бессменный лидер российской группы «Tequilajazzz»
Дата рождения: 03.10.1965
Гражданство: Россия |
Содержание
- Расскажи немножко, как родилась такая грандиозная, на мой взгляд, идея.
- Я скорее про форму сейчас говорю. Я навскидку не могу вспомнить, по крайней мере в России, чтобы кто-то из музыкального альбома делал многосерийный мультимедийный проект.
- То есть ты не считаешь его экстраординарным? Ты считаешь, что это обычный концептуальный альбом арт-роковой группы, только в эпоху интернета?
- Как вы познакомились?
- И ты в определенный момент предложил ему нарисовать? Или он что-то нарисовал для тебя первый?
- И, посмотрев на афишу, ты решил, что надо делать комиксы?
- Отлично. А кто видео делает?
- Там в первом эпизоде есть очень забавный ляп: где-то на 50-й секунде на рисунке виден курсор мыши.
- И песен для этого было мало?
- Эта история сама себя пишет? Она у тебя уже готова в голове?
- Но она может поменяться?
- А песни уже все готовы?
- Концепция шла от песен?
- Это что будет по итогам? Приключенческий роман?
- Кто он? Откуда? Он автобиографичен или абсолютно придуманный образ?
- Если не хочешь, я не буду допытываться.
- Просто дать небольшую затравку читателям.
- Кто, кстати, так красочно озвучил шамана в третьем эпизоде?
- Недавно еще был какой-то непонятный сериал, где у тебя была прекрасная песня "Праздник".
- Она будет издана как-нибудь?
- У тебя же есть папка ауттейков на Кругах, где "Целлофан" лежит, вот туда и клади.
- А почему та песня не подошла?
- Ух ты. Но, на мой взгляд, в итоге очень крутое поп-высказывание получилось.
- А какой ты видишь конечную форму издания?
- Вот, например, четыре эпизода уже занимают час времени. А если их будет 13 штук, как я планирую?
- Ты уже поставил срок?
- Как сериал на несколько сезонов.
- Я в связи с изданием хотел задать не очень, может быть, красивый вопрос. Мне кажется, что музыканты в современном обществе находятся в заведомо несправедливом положении, потому что благодаря интернету вся музыка совершенно обесценилась, и, чтобы тебя услышали, надо придумать по-настоящему свежую идею. Когда ты придумывал "Монголоид", ты не думал о том, что это идея, которую можно хорошо продать?
- Ты же писал в ЖЖ, что кто-то из кино-бизнеса вас похвалил.
- Пускай он и снимет.
- Встречаясь с тобой, я не могу не спросить про "Текилу" и "Оптимистику". В прошлый раз ты сказал, что возрождение Tequilajazzz тебе представляется очень маловероятным вариантом. И тут вдруг мы наблюдаем мини-реюнион с Дусером в Петербурге. Расскажи, что это было и что будет дальше.
- Насколько этот ваш общий импульс может развиться?
- Но Zorge уже все-таки основной проект?
- Отлично. И напоследок успокой общественность о твоей якобы эмиграции, новость о которой так всполошила всех на днях.
- Следить за выходом новых серий "Монголоида" можно на сайте проекта.
Расскажи немножко, как родилась такая грандиозная, на мой взгляд, идея.
- На мой взгляд, ничего грандиозного нет. В принципе нетрудно заметить, что мы занимались этим всегда, потому что все наши песни как будто были частью пересказа какого-то фильма - как сейчас модно говорить, рекап. Все наше творчество (я имею в виду группу Tequilajazzz, и "Оптимистику", и Zorge) - это все некий саундтрек, как опять же модно было говорить в последнее время, саундтрек к неснятому фильму. Песни всегда были частью какого-то событийного ряда, который у меня в голове находился, и в принципе некоторое количество моих знакомых и друзей массу реалий в этих песнях узнавали и узнают. То есть в песнях много каких-то личных ощущений, они всегда были связаны с событиями вокруг. А в последнее время мы стали писать песни, как в начале деятельности группы Tequilajazzz - песни о вещах, которые с нами не происходили.
Я скорее про форму сейчас говорю. Я навскидку не могу вспомнить, по крайней мере в России, чтобы кто-то из музыкального альбома делал многосерийный мультимедийный проект.
- Он мультимедийный только в силу того, что сейчас эпоха интернета и появилась масса возможностей, потому что концептуальные альбомы как таковые всегда были в огромном количестве, в особенности у арт-рок-групп в 1970-е годы.
То есть ты не считаешь его экстраординарным? Ты считаешь, что это обычный концептуальный альбом арт-роковой группы, только в эпоху интернета?
- По-моему, да, ничего революционного в этом нет, и я удивлен, что никто до сих пор этого не делал, в смысле такой формы. Когда появилась эта идея, я понял, что не надо подходить к этому как к фильму, это будет сразу накладывать внутренние обязательства, а надо подходить к этому как к комиксу - к журнальному комиксу, который выходит с определенной частотой. Люди знакомятся с ним по мере открывания газеты, потом закрывают и забывают. То есть не надо относиться к этому слишком серьезно, не надо воспринимать это как какое-то эпохальное событие. Я согласен с тем, что это уникальный случай, но не склонен расценивать его вот так серьезно, как новое слово и прочее, прочее.
А я вот склонен считать, что новое. С другой стороны, ты абсолютно правильно заметил, и я это же ощущаю, как человек, который давно и пристально следит за твоим творчеством: по отдельности все элементы этого мультимедийного проекта ты уже успешно реализовывал - музыка, звуковая дорожка для кино, spoken word (вспомним концовку "150 миллиардов шагов"). Разве что рисунки в новинку. Откуда они вообще взялись?
Рисует художник из Петрозаводска, Саша Киселев его зовут.
Как вы познакомились?
- Он просто появился в моей френд-ленте, однажды зафрендил меня, я прочекал страничку и записал его в друзья. С тех пор он стал выкладывать в ленте какие-то свои рисунки, в основном это были афиши концертов локальных петрозаводских групп в местных клубах. Ну, я смотрю - красивые картинки.
И ты в определенный момент предложил ему нарисовать? Или он что-то нарисовал для тебя первый?
- Я предложил… У него просто такая эстетика, очень нам близкая, нечто среднее между Рокуэллом Кентом и Рерихом. Живопись, наполненная северным обаянием. Не знаю, как назвать, в какой технике он работает. Я попросил нарисовать нам афишу для зимнего концерта, чтобы на афише было вот это зимнее настроение.
И, посмотрев на афишу, ты решил, что надо делать комиксы?
- Нет. Идея просто пришла в голову, я не знаю, откуда она возникла. Мы же ничего не придумываем сами - это же известный факт, за нас придумывает кто-то, мы только ретрансляторы. Кто-то подсказал из каких-то уголков Вселенной, что можно сделать так. И я сразу же позвонил Алякру (звукорежиссер Zorge Андрей Алякринский - Прим. "Ленты.ру") в Таиланд и сказал: "Все, Андрей, мы с этого момента не выпускаем альбомы, мы выпускаем аудиокомиксы". Он говорит: "Отличная идея! Как давно ты это придумал?" Я говорю: "Десять минут назад". И тут же следующее мое действие - я написал Саше электронное письмо и спросил: "Ты готов впрячься в долгоиграющую историю и рисовать комиксы? То есть надо будет регулярно выкладывать много-много картинок".
Отлично. А кто видео делает?
Это я делаю дома в iMovie.
Там в первом эпизоде есть очень забавный ляп: где-то на 50-й секунде на рисунке виден курсор мыши.
Да, потому что это скриншот. Там есть такая хитрость: все картинки не просто нарисованы в виде файлов, они нарисованы, а потом сфотографированы с экрана обычной мыльницей для такого эффекта. Дешевой мыльницей все это сфотографировано. Поэтому получается не совсем впрямую.
Ну а как ты докатился до такой жизни, что замахнулся на большую прозаическую форму?
А я не считаю ее большой. Это просто долгоиграющая история, и у меня нет никаких амбиций писательских, безусловно. Я просто столкнулся с необходимостью погрузить нашего лирического героя в определенные обстоятельства.
И песен для этого было мало?
- Да песен у нас дофига. У нас на весь сезон хватит песен, до следующего мая.
Эта история сама себя пишет? Она у тебя уже готова в голове?
- В общих чертах - да.
Но она может поменяться?
- Она меняется в зависимости от того, какая песня записывается в данный момент.
А песни уже все готовы?
- Песни в основном готовы все.
Концепция шла от песен?
- Трудно сказать. Я очень мучился с выбором первых двух песен.
Ну, они очень хорошие. Единственное, что я третьим номером ждал уже что-нибудь более дикое и быстрое. И в четвертом эпизоде оно все же появилось.
Да, четвертая серия более индустриальная. Короче, никаких замахиваний на большие формы нет, есть просто необходимость доделывать, не хочу даже говорить "дописывать", в общем, скажем, готовить раз за разом очередные витки событий. Основная канва у меня в голове есть, и там довольно стройная история.
Это что будет по итогам? Приключенческий роман?
- Это приключенческий роман о путешествии в себя. Я уже много раз это говорил, в наших песнях всегда звучало огромное количество географических наименований, но за минимальными исключениями эти песни не про географию. Почему-то огромное количество людей воспринимает их как песни про конкретные города. Падение Берлина рассматривается не как падение Берлина в 1945 году, а как падение некой неприступной цитадели внутри человека, то есть это в любом случае песня о какой-то внутренней Монголии. Вот и сейчас я сказал о Монголии, но это ведь не о географии, понимаешь. А в "Монголоиде" в первый раз, видимо, будет появляться география в прямом смысле, но она будет появляться исключительно в тексте, то есть в перемещениях героя по планете. Но все песни, которые там есть, все равно о внутреннем мире человека. То есть географическая привязка нами отдана исключительно повествовательной части, а никак не музыкальной.
Можешь немножко приоткрыть тайну - кто такой монголоид?
Монголоид - наш главный герой.
Кто он? Откуда? Он автобиографичен или абсолютно придуманный образ?
- Он не автобиографичен совершенно. Абсолютно придуманный человек.
Если не хочешь, я не буду допытываться.
- Я сейчас хочу понять, что мне можно сказать, чтобы не выдать следующую серию.
Просто дать небольшую затравку читателям.
- Наш герой - одинокий мужчина средних лет, в районе 30 лет, по профессии метеоролог, с не очень удавшейся пока биографией. Он сирота, воспитан дедом в приморском городе. Отец его моряк, не в романтическом смысле, а в самом брутальном, потому что моряки занимаются разными делами - они могут работать в торговом флоте, они могут пиратить немножечко, могут вписываться в разные серьезные и несерьезные авантюры, огромное количество историй есть на эту тему. Из одного из таких путешествий, в котором, скажем, этот моряк пропал на какое-то время, он привез с собой ребенка, который родился в далекой стране от местной девушки монголоидного происхождения. Будучи привезенным в описанный нами город в описанной нами стране, он оказывается другим, немножко другим. Как Виктор Цой (смеется). Он другой, он непохож на остальных, потому что остальные ребята, скажем, не монголоиды, а он монголоид, и все смеются над ним. В общем, как будто гастарбайтер. Ну, и так далее. А поскольку он монголоид, и его мама являлась дочкой шамана, колдуна в дикой сибирско-монгольской степи, он унаследовал многочисленные дарования своего деда, о которых он пока еще не знает. Он знает только об одном даровании - это способность при определенном усилии управлять погодными природными явлениями. Иногда он позволяет себе управлять погодой. Соответственно, это его умение привлекает внимание неких людей, нечистых на руку. Какие у них намерения, мы пока не знаем. В связи с этим он получает по голове и оказывается украденным на корабле, идущем в неизвестном направлении, после того как он отказался участвовать в этом деле добровольно. Он, в общем-то, тихий ботаник, который не знает, что в нем таится на самом деле.
Кто, кстати, так красочно озвучил шамана в третьем эпизоде?
- Шаман - это актер записывал. Я наглым образом это упер из черновых материалов одного сериала, для которого я писал музыку. Там был эпизод про Сибирь и убийство на нефтяной вышке. Сериал назывался "Вызов".
Недавно еще был какой-то непонятный сериал, где у тебя была прекрасная песня "Праздник".
- Да.
Она будет издана как-нибудь?
- Я не знаю, эта песня же мне не принадлежит. По крайней мере мы не собирались ее издавать, но, возможно, выложим ее. Она по заказу написана.
У тебя же есть папка ауттейков на Кругах, где "Целлофан" лежит, вот туда и клади.
- А ее там нет до сих пор?! Ну, надо положить. Просто так получилось, что меня попросили написать песню, которая один в один повторяла бы другую песню. В титрах там стояла песня совсем другой группы, и уже весь монтаж был сделан под ту песню. Надо было как-то ухватить настроение той песни, сделать тот же самый темпо-ритм, такую же смену куплетов, припевов, проигрышей.
А почему та песня не подошла?
- Они не договорились с правами. Это была группа Keane, адвокаты которой запросили за использование дикие деньги, фактически бюджет всего проекта.
Ух ты. Но, на мой взгляд, в итоге очень крутое поп-высказывание получилось.
- Ну, может быть, да. За два часа сделанное (смеется).
Ладно, вернемся к "Монголоиду". Как было заявлено, он предполагает расширенный состав участников. Как они появляются? Например, бывший гитарист "Моих ракет вверх" Костя Чалых?
Костя просто приехал в Питер на концерт со своей новой группой SunSay, и я ему сказал: "Приди поиграй, если хочешь". Он с удовольствием откликнулся. Митя Гольцман уже постоянно играет с нами где-то с весны. В одном из осенних выпусков будет Инна Желанная монгольские песни петь. Это будет появляться, видимо, по мере необходимости, и "Оптимистика", скорее всего, появится. Совершенно открытый проект, то есть если необходима будет песня в исполнении другого артиста - скажем, Инны Желанной, то будет Инна Желанная.
А какой ты видишь конечную форму издания?
- Не знаю еще.
Потому что комиксы в газете - это красиво, конечно, но хочется зафиксировать как-то, оставить в истории, и не только в интернете.
Вот, например, четыре эпизода уже занимают час времени. А если их будет 13 штук, как я планирую?
-Можно флэшку или DVD выпустить. Или хотя бы альбом песен.
Альбом песен, конечно, будет. Мы что-нибудь такое сделаем, мы еще об этом не думали, мы об этом будем думать потом, в мае следующего года, когда будем закрывать проект.
Ты уже поставил срок?
- Примерно - да, но кто знает, как это будет, мало ли - может, второй сезон будет.
Как сериал на несколько сезонов.
- Я боюсь, что эта эстетика быстро утомит, конечно, это ненадолго.
Я в связи с изданием хотел задать не очень, может быть, красивый вопрос. Мне кажется, что музыканты в современном обществе находятся в заведомо несправедливом положении, потому что благодаря интернету вся музыка совершенно обесценилась, и, чтобы тебя услышали, надо придумать по-настоящему свежую идею. Когда ты придумывал "Монголоид", ты не думал о том, что это идея, которую можно хорошо продать?
- Это была вторая мысль. Первой была "Какой же я тупой! Почему я раньше до этого не додумался?" Потому что всем этим я занимаюсь уже давным-давно, просто надо было соединить в одну кучу сразу все. Я делаю большое количество музыки для фильмов, которую никто на самом деле не слышит, потому что либо никто не смотрит эти сериалы, либо саму музыку не слышно - слышен какой-то фрагментик, и он где-то там пропадает, и все. А я эту музыку не могу нигде ни поставить, ни опубликовать по причинам элементарных юридических договоренностей - каждая музыка принадлежит кинокомпании или телеканалу, и все. А раз уже я этим занимаюсь, то почему это все не объединить, вот тебе и песня, и кино, и история.
Первая мысль была исключительно творческого свойства. А потом еще подумалось, что можно же еще и красиво о себе заявить в нашем быстро меняющемся мире. Это была вторая мысль, но, естественно, она у меня была, то есть я отдаю себе отчет, что хорошо, что плохо.
И мне предложили уже кино снимать. Но я не умею еще.
Ты же писал в ЖЖ, что кто-то из кино-бизнеса вас похвалил.
-Бекмамбетов прислал письмо мне.
Пускай он и снимет.
- Не знаю. Но то, что он заметил, значит, что мы на его территорию вторглись.
Встречаясь с тобой, я не могу не спросить про "Текилу" и "Оптимистику". В прошлый раз ты сказал, что возрождение Tequilajazzz тебе представляется очень маловероятным вариантом. И тут вдруг мы наблюдаем мини-реюнион с Дусером в Петербурге. Расскажи, что это было и что будет дальше.
- Был такой специальный концерт, даже не концерт, а акция по сбору денег одному нашему общему другу, который попал в беду. Просто старые друзья собрались вместе и играли. Это был очень удобный момент, чтобы сыграть экспромтом, и он был естественным по своей сути. Я Дусеру приказал просто: "Все, пошли играть!" - он такой: "Да, да, но я все забыл!" - я говорю: "Нормально все, сейчас вспомнишь". А потом Саша мне уже звонил и говорил: "Сейчас вот Interzona приезжает, давай вместе с ней в концерте вдвоем сыграем, как мы уже с тобой играли". А я просто уезжал с семьей на моря, и не срослось. Так что я с его стороны вижу движение, потому что KoD, его группа с Костей, развалилась.
Насколько этот ваш общий импульс может развиться?
- Я думаю, что все возможно. Какие-нибудь разовые вещи, может быть, могут происходить.
Но Zorge уже все-таки основной проект?
- Ну, конечно.
Еще одна новость - то, что пошло движение в сторону "Оптимистики". Опять же возвращаюсь к предыдущему нашему интервью, ты тогда сказал, что на группе пока поставлен крест.
Не крест, но мы очень сильно, конечно, заморозили. А потом вдруг появилась возможность выступить на хорошем фестивале Stereoleto в хорошей компании, но концерт, к сожалению, отменился, потому что у "Ленинграда", откуда вся духовая секция "Оптимистики", возник концерт на это же самое число, и все. Но "Оптимистику" мы будем возрождать все равно, потому что я написал для нее несколько новых песен, и есть идеи, как переделать под нее песни группы Zorge. Все наши песни так отлично устроены, что могут звучать в "Оптимистике" с минимальными изменениями. Так что это будет "Оптимистика-2", и, видимо, будет какой-то немножечко другой состав, с большим количеством электронным инструментов. Но костяк-то останется прежним, это Вадик, Олег Эмиров, ритм-секция. Но народ и всевозможные промоутеры уже возбудились, взяли нас на заметку, звонят и предлагают концерты. Машина уже закрутилась.
Отлично. И напоследок успокой общественность о твоей якобы эмиграции, новость о которой так всполошила всех на днях.
- В середине июля мы приехали к друзьям в Грузию. И нам так понравилось, что мы решили подзависнуть. Тысячи наших граждан делают то же самое в Таиланде, Индии, Шри Ланке, на Бали и так далее. Если бы не вызвавший такую реакцию материал об этом в украинских СМИ (который впоследствии был однобоко интерпретирован), то никто бы и не заметил, что вот уже третий месяц я болтаюсь туда-сюда, мы играем концерты, я успеваю работать в кино и еще много чего делать. И возвращаюсь обратно в Грузию к семье. Все как обычно. Дороговато, конечно, но разница в ценах на жилье и жизнь это покрывает. Так будет до нового года, а там посмотрим. Разве это эмиграция?! Мы не покидали территории Советского Союза. И политика тут ни при чем. Суть в том, что у меня больше нет никакой жилплощади вообще нигде, и поэтому я вдруг ощутил себя абсолютно свободным и не привязанным ни к какому месту на планете.
Следить за выходом новых серий "Монголоида" можно на сайте проекта.
- Заказать будущий альбом "Монголоид" можно на "Кругах".
Ближайшие концерты Zorge, на которых будет презентован пятый эпизод "Монголоида", пройдут 28 сентября в Санкт-Петербурге в клубе "Зал ожидания" и 29 сентября в Москве в клубе "Шестнадцать тонн".