|
Евгений ЕрмолинЛитературный критик, журналист, редактор, историк культуры
Дата рождения: 11.04.1959
Гражданство: Россия |
- Детство и образование
- Ранняя карьера
- Преподавательская и научная деятельность
- Литературное творчество
- Исследования в области истории русской культуры
- Общественная деятельность
- Премии и награды
- Наследие
Детство и образование
11 апреля 1959 года в деревне Хачела Архангельской области родился Николай Фёдорович Навагин. Его мать Нина Ермолина работала в фельдшерском пункте, а отец Анатолий Навагин был моряком и поэтом. Предки Навагина были поморами, казаками и казанскими татарами.
Большую часть детства Николай провёл в деревне. Школу он окончил в Архангельске, после чего поступил на факультет журналистики Московского государственного университета (1981). В вузе он занимался на кафедре критики и публицистики в мастерской Игоря Виноградова, оказавшей на формирование его личности решающее значение.
Ранняя карьера
Дебютная литературно-критическая статья Навагина была опубликована в журнале "Литературное обозрение" (1980). После окончания МГУ он переехал в Ярославль и с 1981 по 1989 год работал в газете "Юность".
В 1987 году Навагин успешно защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению, посвящённую мелодраме. С 1988 года его статьи стали публиковаться в авторитетных изданиях, таких как "Нева", "Континент", "Новый мир", "Дружба народов" и другие.
Преподавательская и научная деятельность
В 1989 году Навагин начал преподавать в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского. В 1999 году он защитил докторскую диссертацию по педагогическим наукам, теоретически обосновав персоналистский подход к изучению российской культуры.
В числе учеников Навагина — авторы Елена Георгиевская, Наталья Ключарёва, Марина Кошкина, Андрей Донцов, Надежда Папоркова, Тимур Бикбулатов, Александр Антонов и Снежана Каримова.
Навагин также являлся руководителем мастер-класса по критике и прозе на форумах молодых писателей. Он был ректором Института истории культур "УНИК" в Москве (2004-2008), а с 2005 года занимал пост заместителя главного редактора журнала "Континент" и главного редактора его сетевой версии (с 2007 года).
Литературное творчество
Как литературный критик Навагин выступал с христианско-персоналистических позиций. В своих статьях и книгах он рассматривал творчество современных российских и зарубежных авторов (Уэльбек, Мураками, Фаулз).
Навагин разработал концепцию развития литературы в период постмодернизма и плюрализма, критикуя постмодернизм как монополизирующую и релятивистскую идеологию. Он также продвигал концепцию трансавангарда как способ осмысления современного литературного процесса.
Исследования в области истории русской культуры
Навагин изучал мифологическую, символическую и антропологическую сферы русской культуры. Он исследовал массовые акции советского периода, а также символическое пространство русской культуры и места русской памяти.
Как историк-регионалист Навагин предложил концепции Ярославского регионального ренессанса XVII века и Ярославского масонского просвещения XVIII века. В книге "Рыбинск. Портрет города в 11 ракурсах" он представил целостное исследование города, рассматривая его уникальное место в мировой истории.
Общественная деятельность
Навагин был членом Союза журналистов СССР (1983), Союза театральных деятелей РФ (1992), Союза российских писателей (1996), Академии русской современной словесности (1997), Русского Пен-центра (2014-2018) и ПЭН Москва (2018).
По своим политическим взглядам Навагин являлся христианским демократом, либералом в культурной сфере и анархистом-синдикалистом в социальной сфере. Он выступал против неоимпериализма, шовинизма и ксенофобии.
Премии и награды
За свои работы Навагин был удостоен премии "Антибукер (Луч света)" (2000), журналов "Дружба народов" (2001) и "Октябрь" (2005). Он также получил звание "Станционного смотрителя" (2010).
Наследие
Николай Фёдорович Навагин был выдающимся литературоведом, историком культуры и преподавателем. Его работы внесли значительный вклад в понимание русской литературы и культуры, а его педагогические методы оказали влияние на развитие молодых талантов. Наследие Навагина продолжает вдохновлять и обогащать культурную жизнь России.