|
Евлогий СмирновЕпископ Русской православной церкви; с 11 ноября 1990 года епископ (с 25 февраля 1995 — архиепископ) Владимирский и Суздальский.
Дата рождения: 13.01.1937
Гражданство: Россия |
Архиепи́скоп Евло́гий (в миру Ю́рий Васи́льевич Смирно́в; род. 13 января 1937, Кемерово) — епископ Русской православной церкви; с 11 ноября 1990 года епископ (с 25 февраля 1995 — архиепископ) Владимирский и Суздальский.
Родился в рабочей семье, отец — водопроводчик, мать — кулинар. В семье было семь сыновей и трое дочерей.
Окончил среднюю школу, Московскую духовную семинарию (1959), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1966; тема кандидатской работы: «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского»). Был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. Магистр богословия (1977; тема диссертации: «Православное монашество в служении Церкви и миру», издана в 2000 под названием «Премирное служение»).
В 1956—1960 и в 1963—1967 — иподиакон Патриарха Алексия I.
В 1960—1963 служил в Советской армии.
15 марта 1965 был пострижен в монашество.
С 21 марта 1965 — иеродиакон.
С 1967 — преподаватель Московской духовной семинарии и помощник инспектора Московских духовных школ.
С 18 октября 1967 — иеромонах.
С 1969 — старший помощник инспектора Московской духовной академии.
С 4 июля 1969 — игумен.
В 1972—1983 — эконом Троице-Сергиевой лавры.
С 1973 — преподаватель литургики, сравнительного и пастырского богословия в Московских духовных школах.
С 4 июля 1973 — архимандрит.
С 1975 — доцент Московской духовной академии, читал лекции по истории Балканских церквей.
С 1978 — профессор, руководитель кафедры истории Балканских церквей.
В 1983—1986 — первый, по возобновлении монастыря, наместник московского Данилова монастыря; руководил реставрационными работами. В 1998 опубликовал книгу «Это было чудо Божие» о возрождении этой обители.
В 1986—1988 — профессор кафедры пастырского богословия и первый проректор Московской духовной академии. Занимался ликвидацией последствий пожара в Московских духовных школах, случившегося в 1986 (во время этого бедствия погибли пять семинаристов, сгорела часть зданий, был повреждён академический храм). К 1988 восстановительные работы были в целом завершены).
В 1988—1990 — наместник Введенской Оптиной пустыни, возвращённой государством церкви. Сыграл значительную роль в возрождении в обителей монастырской жизни. К концу 1990 в монастыре насчитывалось уже более 45 человек братии. Вслед за Оптиной пастынью была открыта Казанская женская обитель в Шамордино, основанная преподобным Амвросием Оптинским.
11 ноября 1990 был хиротонисан в Успенском соборе Владимира во епископа Владимирского и Суздальского; хиротонию возглавил Патриарх Алексий II.
В 1990—1995 — председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Русской православной церкви.
С 25 февраля 1995 — архиепископ.
По словам игумена Кирилла (Сахарова), ставшего монахом Свято-Данилова монастыря в период, когда архимандрит Евлогий был наместником этой обители,
архимандрит Евлогий (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) произвёл на меня одно из самых сильных впечатлений в жизни: человек глубокого благочестия, колоссальной работоспособности, теплый проповедник, выдающийся организатор и строитель. Это был пример органичного сочетания усердного монашеского делания и неутомимой хозяйственной деятельности. Все б ыли глубоко потрясены и опечалены его освобождением от должности наместника, говорили, что это было сделано под давлением властей, обеспокоенных размахом монашеской жизни в центре Москвы. Возникло также недопонимание по поводу продолжительных уставных служб.
Почётный гражданин города Владимира (2006). Во время его управления епархией, по данным агентства Regnum (2007),
была восстановлена система духовного образования — воскресных школ, училищ и Владимирской семинарии, создано десятки мужских и женских монастырей, возобновлена церковная периодическая печать, более чем в три раза увеличилось число приходов. Реализуется программа социального служения Церкви, создаётся сеть приютов для детей и социально-незащищенных граждан, ведётся духовное окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы и больницах. Налажен диалог с другими конфессиями, представителями разных уровней и ветвей власти, средствами массовой информации.