Главная Войти О сайте

Федор Никольский

Федор Никольский

Русский оперный певец, драматический тенор
Дата рождения: 26.02.1828
Гражданство: Россия

Федор Калинович Никольский родился в 1826 году в селе Боровичи Новгородской области. Будучи сыном священника, он учился в духовной семинарии в Москве, однако учебу свою так и не завершил, начав служить дьячком в Николоморинской церкви.

На талант молодого Федора, который пел в придворной капелле, обратил внимание руководитель капеллы, известный композитор, дирижер и скрипач Алексей Федорович Львов, рекомендация которого в 1850 году и привела Никольского в Петербург, где он начал петь также в придворной капелле.

В Петербурге же Федор получил и первые уроки профессионального пения, а с 1852 года он уже начал выступать. Так, ораторию Львова 'Stabat Mater' он исполнил в Москве в том же 1852-м.

В середине 1850-х Никольский совершенствовал свои певческие навыки в Ницце (Nice), занимаясь с известным итальянским композитором и педагогом римской школы Стефано Ланди (Stefano Landi). Вернувшись в том же году на родину, Никольский начал выступать активнее, появляясь в концертами, исполняя как романсы, так и симфонические произведения, а также русские народные песни.

В репертуаре Федора Никольского вскоре были такие произведения, как 'Торжественная месса' Бетховена, романсы 'Хуторок' А. Дюбюка, 'Скажите ей' Е. Кочубей, а также 'Реквием' Моцарта и многие прочие.

Известно, что Никольский буквально очаровывал публику своим прекрасным, чистым грудным и гибким голосом, и вскоре благодаря своему таланту, а также стараниям оперного режиссера и певца Иосифа Яковлевича Сетова, он попал в оперную группу Петербурга.

Почти сразу на одаренного новичка обратили внимание, и Федор начал усиленно готовиться к выступлениям на оперной сцене. Его дебютом, а также и первым успехом стала роль Богдана Собинина в опере Глинки 'Жизнь за царя'. Так, после своего более чем успешного первого выстуления Никольский был официально принят в состав труппы петербургского Мариинского театра. С придворной капеллой к тому моменту ему пришлось расстаться навсегда. Впрочем, свой наработанный концертный репертуар, а также гастрольные поездки Никольский все же не оставил.

В начале 1860-х Никольский отправился В Италию, в Милан (Milan, Italy), где совершенствовал мастерство под руководством итальянских педагогов, однако существет мнение, что этот опыт весьма двояко отразился на манере пения Никольского. Так, по общему мнению, именно приобретя профессионализм, он утратил свои главные качества, такие как простота и душевность исполнения. Кроме того, критики постоянно отмечали у Никольского отсутствие драматического таланта; так, Марина Малкиель даже назвала его игру на сцене 'беспомощной и ходульной'.

Несмотря на критику, голос Никольского все же считался одним из самых лучших на русской оперной сцене, его даже сравнивали с великими итальянскими тенорами Энрико Тамберликом (Enrico Tamberlick) и Джованни Баттиста Рубини (Giovanni Battista Rubini).

Так, Никольскому без труда давались ноты от ля малой октавы до верхнего ре, а тембр его при этом звучал мягко и тепло.

< P>Тенор Никольского называли 'алмазом', а его обладателя прозвали 'певцом-самородком', при этом отдельно оговривался тот факт, что артистизма Никольскому все же несколько не хватало. Так, весьма жесткой критике подверглось его исполнение Лоэнгрина в знаменитой опере Вагнера (Wagner).

За свою карьеру Никольский успел выступить более чем в 20 известных оперных постановках, среди которых были оперы 'Руслан и Людмила' и 'Жизнь за царя' М. Глинки, 'Русалка' А. Даргомыжского, 'Вольный стрелок' К. М. Вебера, 'Ундина' А. Львова, 'Дон Жуан' Моцарта, 'Тангейзер' Вагнера и многие прочие.

После ухода с оперной сцены Никольский снова стал певчим в церкви.

Федор Калинович Никольский скончался в 1898 году в Новгородской области, но похоронили его в Петербурге, на Новодевичьем кладбище. Кстати, к моменту смерти великий русский тенор был полностью забыт. Могила певца на сегодняшний день значится в списках утраченных памятников.

© БиоЗвёзд.Ру