Главная Войти О сайте

Феликс Кандель

Феликс Кандель

писатель-диссидент.
Дата рождения: 21.10.1932
Гражданство: Россия
С 1963 — профессиональный литератор. Писал рассказы, повести, пьесы и сценарии. Печатался в журналах “Новый мир”, “Юность”, “Крокодил”, в “Литературной газете”, “Неделе” и др. изданиях. Приобрел известность юмористическими рассказами и сценариями мультипликационных фильмов. Участвовал в создании сценариев популярной серии мультфильмов “Ну, погоди!”.

После подачи в сентябре 1973 заявления на выезд в Израиль его перестали печатать, а его имя было удалено из титров мультфильмов.

После отказа в выездной визе примкнул к Еврейскому эмиграционному движению. Участвовал в демонстрациях и голодовках за право на выезд. К. подписал большое количество коллективных писем, обращался в официальные инстанции и к мировому общественному мнению, защищал преследуемых отказников.

К. и его единомышленники ставили своей целью возрождение самосознания евреев через приобщение их к национальной культуре. Свою задачу они видели в распространении знаний по истории и религии народа, в возрождении национальных традиций. Попыткой создать общественно-культурное пространство для людей, осознающих себя евреями, гражданами государства Израиль, но не имеющими возможности эмигрировать, было создание самиздатских журналов “Евреи в СССР” и “Тарбут”.

В журнале “Евреи в СССР” К. публиковал свои рассказы и эссе. В 1975 редакторы журнала стали подвергаться преследованиям: власти провели серию обысков у людей, причастных к изданию журнала, изымали его материалы. В конце года был допрошен и К. Всего к марту 1976 по делу журналов “Евреи в СССР” и “Тарбут” было допрошено около 100 человек. К. подписал несколько обращений в защиту обоих журналов.

В 1975, как приложение к журналу “Евреи в СССР”, возник журнал “Тарбут”; с 1977 он стал отдельным изданием. Журнал был посвящен еврейской истории и культуре. Он имел просветительские, историко-культурные цели; редакторы считали его неполитическим изданием (в отличие от журнала “Евреи в СССР”). Небольшие по объему номера (в среднем 60 страниц) выходили каждые два месяца. В журнале публиковались отрывки из труднодоступных дореволюционных изданий, переводы произведений западных ученых и писателей о еврейской культуре и религии, стихи еврейских поэтов, исследования фольклора, рецепты народной кухни. В 1976, после эмиграции редакторов-составителей Р. Нудельмана и Ф. Дектора, К. стал одним из редакторов “Тарбута”.

На декабрь 1976 планировалось проведение симпозиума “Еврейская культура в СССР. Состояние. Перспективы”, К. вошел в оргкомитет. На готовящееся мероприятие были приглашены представители официальных советских организаций, деятели культуры, видные зарубежные ученые, всего около 1500 человек. Власти развернули кампанию против организаторов, угрожали уголовными преследованиями. Накануне предполагаемого открытия у К. состоялся обыск, во время которого были изъяты материалы по еврейской культуре. 21 декабря, в день открытия симпозиума, К., как и другие организаторы, был подвергнут домашнему аресту. Симпозиум так и не состоялся.

В апреле 1977 К. принял участие в попытке создания независимого агентства печати, которое предполагало собирать информацию о правах человека и передачу ее западным корреспондентам. Летом 1977, когда во Франции был создан независимый трибунал по делу Анатолия Щаранского, К. послал туда свои показания.

Эмигрировал в ноябре 1977, поселился в Иерусалиме. Работал в русской редакции радиостанции “Кол Исраэль”, печатался в журналах “Континент”, “22”, “Грани”, “Сион”, “Время и мы”, в газетах “Наша страна”, “Русская мысль”, “Новое русское слово” и др. Издал несколько романов (три из них были написаны еще в СССР), сборник эссе “Врата исхода нашего”, посвященный теме еврейской эмиграции из СССР и судьбам отказников, а также трехтомник “Очерки времен и событий. Из истории российских евреев”, который используется в русскоязычной еврейской диаспоре как учебник по национальной истории.

Живет в Иерусалиме.

© БиоЗвёзд.Ру