Главная Войти О сайте

Гавриил Костельник

Гавриил Костельник

Cвященник Украинской грекокатолической и впоследствии Русской православной церкви
Дата рождения: 15.06.1886
Гражданство: Россия

Родился в грекокатолической семье переселенцев из Закарпатья, в селе Руский Керестур, Воеводина (Сербия). После окончания гимназии в Загребе он поступил в местную духовную семинарию, откуда в 1907 году отправился продолжать обучение во Львовской духовной семинарии.Завершил образование во Фрейбурском католическом университете (Швейцария), где получил степень доктора философии за диссертацию «Об основных принципах познания».В 1913 году навсегда возвратился во Львов и принял сан священника. Одновременно занимался преподаванием Закона Божьего в гимназиях и философских дисциплин в семинарии, а с 1920 года исполнял обязанности главного редактора журнала «Нива», официального органа грекокатолического духовенства львовской епархии. Был автором ряда работ, посвящённых проблемам взаимоотношений латинского и византийского богослужебного обрядов, выступая апологетом восточного обряда. Большой резонанс имела его статья «Так себе думаю» («Нива», № 9 за 1927 год) с решительным осуждением обычая совершать Литургию на заранее изготовленных и высушенных Агнцах, позаимствованного у католиков. Открытая приверженность традициям греческого богослужения привела к освобождению в 1929 году с должности редактора журнала. В дальнейшем глава Греко-католической Церкви митрополит Андрей Шептицкий назначил его проповедником в собор св. Юра.Гавриїл Костельник і "Собор" 1946 Роль Костельника в процессе ликвидации унии на Западной Украине и присоединении грекокатоликов к православной церкви оценивается крайне неоднозначно. Это вызвано прежде всего сложностью послевоенной обстановки в Галиции, к 1945 г. окончательно вошедшей в состав СССР. Проблема унии приобрела ярко выраженный политический характер, поскольку наличие в Советском Союзе нескольких миллионов верующих, объединённых в особую церковь, связанную с Ватиканом, представлялось советскому лидеру Иосифу Сталину весьма нежелательным.Советское правительство и НКВД рассматривало УГКЦ как центр националистического движения на Западной Украине, что и было одной из главных, но не единственной, причиной её ликвидации. УГКЦ активно поддерживала движение УПА и ОУН в борьбе за создание независимого государства Украина, не только предоставляя ночлег и лечение воинам УПА в случае необходимости, но и оказывая значительную финансовую поддержку. По мнению руководства НКВД ликвидацию УПА следовало проводить параллельно с ликвидацией УГКЦ, активистов участников движения за независимость Украины, в число которых входили не только представители ОУН и УПА, но и других украинских партий, таких как УНДО, УРСП, клерикального объединения УНО («Украинской национальной обновы») и др.В начале 1939 года во Львовской епархии группа священников, во главе с Климентием Шептицким, обсуждала вопрос об отходе от унии и создании «украинской народной церкви». Членами группы были священники Ковальский, Костельник, Притма и другие. Согласно замыслу, главой церкви должен был стать митрополит А.Шептицкий, который был информирован о работе группы. О работе группы было известно и НКВД, который использовал это в своих целях.Первоначальный план оперативной разработки и ликвидации УГКЦ был разработан НКВД ещё в 1940-41 и 11.01.1941 утвержден Наркомом Внутренних Дел СССР Л.Берия. Первичной задачей был отрыв УГКЦ от Запада и в первую очередь от Ватикана путём создания автономной или автокефальной украинской церкви с последующим её присоединением к РПЦ. После войны от промежуточной фазы создания украинской церкви НКВД отказалось и приступило к непосредственной ликвидации УГКЦ через её объединение с РПЦ. В целом план был частью общей деятельности направленной на борьбу с УПА и ОУН, и любыми проявлениями украинского сепаратизма.

© БиоЗвёзд.Ру