Главная Войти О сайте

Геннадий Воропаев

Геннадий Воропаев

Советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1991).
Дата рождения: 29.05.1931
Гражданство: Россия
Геннадий Воропаев родился 29 мая 1931 года в Москве. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Оренбургскую область — там начал «актёрствовать»: выступал в военных скетчах в госпиталях. После окончания войны Воропаев ушёл в самодеятельность. В 1950-м, вернувшись в Москву, поступил в Училище имени М. С. Щепкина при Малом театре. После окончания училища, в 1955-м, получил распределение в Русский театр Вильнюса, но проработал там недолго — всего год.

В 1957 году приехал в Ленинград и был принят в Ленинградский ТЮЗ его основателем А. А. Брянцевым. Там за два года сыграл множество ролей — самых разноплановых — и в результате был замечен Николаем Акимовым. Акимову как раз нужен был молодой герой для спектакля «Рассказ одной девушки» (по А. Тверскому), и с 1959 года до конца жизни Геннадий Воропаев стал артистом Ленинградского Театра комедии.

Обладая непревзойдёнными внешними данными: высоким ростом, статью, стройной фигурой, улыбкой и манерами аристократа, лицом итальянца-соблазнителя, — Воропаев рисковал остаться в амплуа романтического героя навсегда. И вправду, 60-е годы подарили череду прекрасных ролей именно этого плана: и Кречинский (А. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»), и Дон Жуан (Байрон, «Дон жуан»), и Ланцелот (Е. Шварц, «Дракон»), во второй редакции «Тени» Е. Шварца Воропаев, конечно же, первый и единственный Учёный. Список можно продолжать и продолжать… Но Воропаеву хотелось большего: он видел себя в характерных ролях. «Вы будете играть и это, и то», — сказал Акимов. И выполнил обещание. Шут в «Двенадцатой ночи», Родольфо в «Цилиндре» — его лучшие лучшие характерные роли останутся в памяти поколений зрителей Петербурга.

В начале 70-х Воропаеву вновь повезло. Назначенный на пост художественного руководителя Пётр Фоменко предложил роль в спектакле «Этот милый старый дом». Роль Гусятникова — невероятнейшая, трогательная, с такой чистотой и искренностью играемая — стала новым открытием! И дальше новые достижения в спектаклях Театра Комедии того времени: «Лес» Островского, «Характеры» Шукшина.

И в 80-х, и в 90-х Воропаев «при деле» — «Всё о Еве», «Филумена Мартурано», «Бешенные деньги», «Страсти по Мольеру» — в каждой роли что-то новое, но неизменно — обаяние, правдивость, чувство достоинства. В 3-ей редакции «Тени» (1984 г.) Воропаев — этот известнейший Учёный из спектакля Акимова — исполнил роль Доктора: робеющего от собственной слабохарактерности.

последние годы Геннадий Иванович так же активно продолжал творческую деятельность. Небольшие, но яркие роли в театре Комедии. И тем не менее, последняя премьера состоялась весной 2001 года в театре «Особняк»: в спектакле Владимира Михельсона «Зелёные щёки апреля» Геннадий Иванович исполнил большую роль.

Сезон театра Комедии 2001-го года хотели открыть спектаклем «Дамы и гусары», в котором Геннадий Иванович исполнял роль польского отставного Гжегожа. Но не открыли. За неделю до спектакля случился инфаркт — Воропаев скончался 30 июля 2001-го.

Актёр похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Никогда Геннадий Иванович — ни в театре, ни в кино — не суетился, добиваясь ролей и обхаживая режиссёров. Но роли случались! Популярность на всю страну принесла работа в «Вертикали» с Высоцким. Воропаев исполнил одну из центральных ролей — альпиниста-предателя, который скрыл от друзей радиограмму, из-за чего вся экспедиция оказалась под угрозой смерти.

В целом же снимался немного. Несмотря на большую загруженность в театре, Воропаев и в кино смог создать яркие образы: большие роли в «Олесе» с Чурсиной, в «Эксперименте доктора Абста», в «Особом мнении».

Одна из последних киноработ — роль отца Долли в американской версии «Анны Карениной».

© БиоЗвёзд.Ру