Главная Войти О сайте

Геннадий Юхтин

Геннадий Юхтин

актер
Дата рождения: 30.03.1932
Гражданство: Россия

Содержание

  1. Детство
  2. Театр
  3. Первые роли
  4. "Амурные" фильмы
  5. Военные фильмы
  6. Новое кино
  7. Личная жи знь

Детство

Геннадий (Гений) Юхтин родился 30 марта 1932 года в селе Чубовка Куйбышевской области в семье молодых коммунистов, которые во всем соответствовали своей эпохи и своих детей они назвали попросту Идеей и Гением.

В десять лет мальчик осиротел: родители - политруки погибли на фронте и его определили в специальный детский дом для детей погибших офицеров армии и флота, из которого он тут же убежал. Потом он частенько убегал из детдомов, ведь далеко не везде были нормальные условия: жестокие педагоги, да и сами ребята – маленькие преступники, пили, кололись наркотиками, воровали, могли запросто убить.

В конце концов, парень оказался в Поволжье и словно попал в рай – обрел и друга на всю жизнь и будущую профессию: трогательная, добрая воспитательница, бывшая актриса приобщила своих воспитанников к художественной самодеятельности. Вот тогда-то юноша всерьез увлекся театральным искусством, хотя, после школы он все же собирался поступать в военное училище, куда первым "проложил дорожку" его закадычный старший дружок Сашка, но Юхтин провалился по зрению.

Театр

И так выбор оставался за актерской профессией. Получив аттестат об окончании школы, парень оказался в Москве, перед лицом приемной комиссии ВГИКа. Он сразу же поступил на курс легендарной мхатовской пары - Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Владимировича Бибикова, выпустивших и Вячеслава Тихонова, и Нонну Мордюкову, и Любовь Соколову... Да и учился Юхтин на одном курсе вместе с Руфиной Нифонтовой, Изольдой Извицкой, Татьяной Конюховой, Надеждой Румянцевой, Майей Булгаковой…

По окончании ВГИКа в 1955 году молодого актера приняли в легендарную труппу государственного Театра-студии киноактера, где выступали такие звезды, как: Марина Ладынина, Николай Крючков, Петр Алейников, Борис Андреев, Марк Бернес. Театр киноактера был выбран актером один раз и навсегда, более полувека он не прекращал играть на прославленной сцене.

Вместе с Натальей Крачковской показал зрителям комедию режиссера Николая Бендеры "Аферисты", сыграл одного из космонавтов в интересной постановке "Дерзкие земляне", блестяще создал образ американского писателя в прекрасном спектакле "Бродвей, Бродвей" с кордебалетом, с танцами, с музыкой, в котором были заняты интересные артисты: Лариса Лужина, Владимир Козелков, Инна Выходцева и очень много талантливой молодежи.

Первые роли

В отличие от других театров, сцена Театра киноактера, так и иначе, всегда была связана с кино, поэтому была уже традиция: очень многих выпускников ВГИКа тут же расхватали на съемки.

Перед Геннадием Гавриловичем в то время встала дилемма: уезжать в Кунгур на съемки "Чужой родни", там он уже был утвержден на роль, или в Ленинград на пробы "Дела Румянцева". "Лучше синица в руках, чем журавль в небе" – решил вновь испеченный киноактер и выбрал съемки в замечательной компании с молодыми, веселыми, шаловливыми Ноной Мордюковой и Николаем Рыбниковым. Так кинодебютом для Геннадия Юхтина стала эпохальная лента "Чужая родня" 1955 года и роль удалого гармониста Васи.

Через два месяца съемки переехали в Ленинград - тут-то и оказалось, что главная роль шофера Евдокимова в "Деле Румянцева" словно дожидалась Юхтина. Фортуна улыбнулась актеру широкой улыбкой, ведь для начала творческого пути это была на редкость выигрышная роль, которую он очень убедительно сыграл, да и фильм полюбился зрителям и принес немалый успех самому актеру.

Предложения сняться в кино актеру последовали одно за другим. Геннадия Юхтина приглашали сыграть героев социального плана, рабочих парней, лирических и патриотических защитников Родины в популярные фильмы, в которых актеры на фоне вымученного, стилизованного, зажатого в узкие цензурные рамки, лакированного послевоенного искусства, стали играть самих себя, практически без грима, играть свое время, свое поколение. Это известный инженер Крушенков из фильма "Весна на Заречной улице" и бравый солдат Мухин в картине "Рассказы о Ленине", немного скромный Павлов из "Баллады о солдате" и удалой матрос Галкин в "Мичмане Панине", строгий секретарь горкома в "Повторной свадьбе", Муравьёв из "Мёртвого сезона" и уравновешенный Набатов из "Воскресения".

"Амурные" фильмы

Персонажи Геннадия Юхтина не были героями-любовниками, режиссеры порой даже не позволяли ему завести на экране роман, хоть он их об этом частенько и просил, вообщем "любовный роман" всегда оставался за кадром, а на глазах у зрителя актер раза два лишь целовался… И в 1964 году ему все же предложили то, что надо: и страдания, и поцелуи, и объятия, и даже постельная сцена. Геннадий Юхтин был утвержден на роль мужа Федора главной героини в драме "Фро" по рассказам Андрея Платонова. Партнерша была настоящей красавицей, но она была замужем за очень ревнивым грузином, да еще и за режиссером этой картина: Резо Эсадзе, который наложил табу на объятия и поцелуи, объясняя свой запрет тем, что у Платонова любовь платоническая, что его герои должны были лишь страдать, изжигая себя страстью и желанием. Вот так по воле режиссера Юхтин в кино никакого удовольствия от этой любви и не получил.

Через четыре года режиссер Семен Туманов все же "поправил положение", пригласив актера на съемки в мелодраму с трогательным, драматическим сюжетом "Любовь Серафима Фролова" на роль Ромки, деревенского мужика, инвалида с детства, "бабника", не призванного на войну, который остался в тылу дожидаться свою жену с фронта. Очаровательная Лариса Лужина играла жену героя Юхтина, которая, отвоевавшись, застала своего "немощного мужичка" с любовницей, с блеском исполненная роль Тамары Семиной, и бодренько отстегала его солдатским ремешком. После первого дубля Геннадий Юхтин покрылся поперечными красными полосками, после второго кровоподтеками, а потом даже синяки появились. Пришлось гримеру поработать, чтобы скрыть эти следы "нежной страсти". С тех пор, как только заходил разговор о любви в кадре, актера начинало бросать в дрожь.

В этом же, 1968 году актер ухитрился сняться еще в нескольких картинах, сыграв в них роли второго плана: участковый лейтенант Егоров в фильме "Ошибка резидента", капитан Муравьев Алексей Николаевич в "Мертвом сезоне", Суконцев в картине "Конец "Сатурна", Абалов в "Грозе над Белой" и отец Паисий в киноленте "Братья Карамазовы". Снимаясь в год на нескольких съемочных площадках, Геннадий Юхтин все же был уверен: "Я, видимо, плохой артист: я не умею себя рекламировать, особенно в амурном плане. Это мне всегда мешало, потому что искусство – это рынок, в нем надо уметь себя показать и предложить",

Военные фильмы

Часто замечательному актеру в его киношной жизни пришлось сниматься в военных фильмах: ходил в атаку дублей 100, на танке, на коне и пешим, даже сам ухитрялся сделать трюки в потешных батальных игрищах, подрывался на пиротехнических снарядах, то побеждал, то погибал геройской смертью…

В 1964 году, во время съемок фильма "Жаворонок" Геннадий Юхтин чудом не остался без ноги. Его герой вместе с товарищами убежал из плена прямо на танке, в какой-то момент он покинул танк, который все еще продолжал двигаться прямо на Юхтина. В самый последний момент актер все же успел убрать ногу. Потом сержант-водитель танка, пожав плечами, оправдывался: "Откуда же я знаю, что у вас в сценарии, может нога не настоящая".

Роль в фильме "Неуловимые мстители" 1966 года режиссера Эдмонда Кеосаяна — одна из самых ярких в актерской биографии Геннадия Юхтина. Роль, хотя и небольшая, но убедительная, очень своеобразная и далеко не все узнавали актера в картине, - это денщик Лютого — Игнат Уши, такой героический мужчина, не устерегший Даньку, которого ему доверили охранять в баньке, за что и был убит.

"Актер Копелян уже застрелил меня, я лежу буквально под копытами его коня. И вдруг у меня над ухом раздается еще один выстрел маузера – артист случайно нажал на спусковой курок. От неожиданности меня, "мертвого" буквально подбросило над землей – это видно даже в кадре. К сожалению, риск на съемках нередкое дело. А что делать, снимут другого, а я вообще без работы останусь – приходилось рисковать, другие вообще погибали" - вспоминает актер.

В творческом багаже Геннадия Юхтина много-много ролей. Правда, не все роли у актера большие, есть эпизоды, но эпизоды в исполнении актера настолько сильные, что они порой бывают сильнее главной роли. Одно из главных актерских качеств Юхтина — он умел так сыграть небольшой эпизод в фильме, что зрители его запоминали и ставили наравне с главными персонажами: Трофимов в "Линии жизни" и Беспятов в картине "Факты минувшего дня", Глазунов в "Черном треугольнике" и боцман Израэль Хендс в приключении "Остров сокровищ", просто майор в "Человеке, который закрыл город" и Коткин в картине "Семен Дежнев".

Новое кино

Для Геннадия Юхтина все роли одинаково трудные и "чем меньше роль, тем больше ответственность, ведь маленькую роль провалишь – и ничем уже не помочь".

Когда–то герой начинающего актера Геннадия Юхтина в киноленте "Баллада о солдате" должен был на танковой переправе всего-то передать Алеше Скворцову письмо на улицу Чехова для жены. Все! Но как это сыграть, чтобы потом зритель помнил об этом письме? Именно в этом "Как?" – и есть весь Геннадий Юхтин. Именно этот вопрос не позволил актеру более полувека назад слиться с актерами второго плана. Не позволяет сливаться и сейчас.

Сегодня у киноартистов нет особого выбора: или надо сниматься в многосерийных картинах, порой "жутких" по своей тематике, не говоря уж о другом, в рекламе, или можно оказаться на обочине кинопроизводства. Однако именно работы Геннадия Юхтина, порой и эпизодические, в сериалах не оставляют зрителя равнодушным. Будь-то трогательный лакей Степан из "Петербургских тайн" или нагловатый Гавриил Головкин в "Тайнах дворцовых переворотов", старый солдат Егоршин Иван Денисович – защитник Отечества в "Богатстве" по роману Пикуля или подтянутый граф Кудряшов-Зарасайский в "Леди на день".

Личная жи знь

Геннадий Юхтин женился поздно, наверное, потому что долго выбирал. Сюжет его романа с Лидой Юхтиной довольно простой: они познакомились, она ему понравилась, он сделал предложение, она согласилась. Оказалось, что он не ошибся. Жена актера – не актриса, может быть, это и хорошо, в семье и одного актера хватило. Да и очень уж обожает актер Геннадий Юхтин, когда его ждут дома, когда дом похож на дом, а не на гостиницу с вечно не разобранными чемоданами.

В семье Юхтиных полная демократия: никто никого не пытается переделать, да и меняется Геннадий Гаврилович гораздо быстрее, чем его Лида, потому что он старше, а значит и "мудрее". Так что все помехи для счастья ликвидированы.

А в свободное время Геннадий Юхтин любит бывать на даче, там и банька у актера есть… И когда в этой баньке собираются друзья актера, "тогда и рождаются истории в стиле "Декамерона"… Но это уже, как говорится "Для внутреннего пользования".

© БиоЗвёзд.Ру