Главная Войти О сайте

Генрих Альберт

Генрих Альберт

Немецкий композитор и поэт

Родился Генрих Альберт в Лобенштейне, княжество Рейс (Lobenstein, principality of Reuss). В период с 1619-го по 1622-й Альберт учился в школе; в 1622-м он начал изучать музыку. Музыкой Альберт занимался в Дрездене (Dresden), под руководством Генриха Шютца. Именно Шютц научил Генриха основам композиторского дела.

Родители убедили Альберта поступить в Лейпцигский Университет (University of Leipzig) и начать изучать право; впрочем, занятия музыкой Генрих не оставил; его новым наставником стал Иоганн Герман Шейн (Johann Hermann Schein), близкий друг Шютца и штатный певец в церкви St. Thomas's church.

В 1626-м Альберт бежал от надвигавшейся Тридцатилетней войны (Thirty Years' War) в Кенигсберг (Königsberg), вместе со своим другом Симоном Дахом (Simon Dach). В следующем году Генрих перебрался из Кенигсберга в Варшаву (Warsaw) в составе голландской дипломатической миссии; по пути его пленили шведские войска. На свободу Альберт вышел лишь в 1628-м; вернувшись в Кенигсберг, он занялся изучением основ воздвижений оборонительных сооружений.

В 1630-м все еще пребывавший в Кенигсберге Генрих вернулся к музыке, устроившись органистом в местный собор; проработал там он вплоть до своей безвременной смерти. Альберт состоял в Кенигсберском поэтическом обществе (Königsberger Dichterkreis) вместе с Симоном Дахом, Робертом Робертином (Robert Roberthin), Георгом Милиусом (Georg Mylius) и Мартином Опитцем (Martin Opitz). Поэты собирались в беседке в саду Альберта, расположенном на берегу Прегеля (Pregel). Совет Кнайпхофа (Kneiphof) передал ему этот сад как штатному органисту еще в 1630-м. Именно здесь Мартин Опитц встретился в 1638-м с Симоном Дахом. К сожалению, до наших дней ни беседка, ни сад не дожили – их уничтожили в процессе застройки.

В Кенигсберге Альберт тесно сотрудничал с учеными. Нередко ему поручали писать музыку для крупных научных мероприятий – вроде отмечавшейся в 1644-м столетней годовщины Кенигсбергского Университета (University of Königsberg). Работал Генрих и для простых людей – именитому композитору поручали создавать композиции для свадеб, похорон и просто в честь выдающихся горожан; пользовались успехом и его многочисленные песни – о природе, вине и любви. Самой известной песней, безусловно, является 'Ännchen von Tharau'; слова для нее писал упомянутый уже Дах. Некоторые религиозные песнопения на музыку Генриха до сих пор занимают важное место в культуре немецких протестантов – в первую очередь это касается 'Gott des Himmels und der Erden' и 'Ich bin ja, Herr, in deiner Macht'.

В 1643-м Альберт подписал новый контракт с Шютцем; некоторое время ему довелось проучиться с Йоганном Штобесом (Johann Stobäus), придворным и соборным капельтмейстером. Штобес был ярким представителем кенигсбергской школы композиторов – туда входила целая плеяда выдающихся музыкантов того времени, от Йоханнеса Эккарда (Johannes Eccard) до Иоганна Себастьяни (Johann Sebastiani).

На момент смерти Альберту было всего 47 лет; похороны его были организованы университетом. Интересно, что именно написанный на латыни некролог по сей день является одним из объемнейших источников информации о Генрихе.

© БиоЗвёзд.Ру