Главная Статьи Войти О сайте

Григорий Черкашин

Григорий Черкашин

Командир звена 672-го штурмового авиационного полка

Имя: Григорий
Фамилия: Черкашин
Дата рождения: 22.11.1921
Гражданство: Россия



Родился 22 Ноября 1921 года в селе Рыбное, ныне Рыбинского района Красноярского края, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу № 7 в Красноярске, аэроклуб в Алма - Ате. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

С Декабря 1943 года в действующей армии. К Февралю 1945 года командир звена 672-го штурмового авиационного полка ( 306-я штурмовая авиационная дивизия, 10-й штурмовой авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Лейтенант Г. Г. Черкашин произвёл 175 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника. Провёл 18 воздушных боёв, в которых сбил 2 самолёта противника. 29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1948 года Полковник Г. Г. Черкашин - в запасе. Жил в Москве, работал в Гражданском Воздушном Флоте. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Заслуженный пилот СССР.

* * *

Григорий Черкашин родился в селе Рыбное Красноярского края. Его отец - Григорий Николаевич ( 1897 - 1930 ) и мать - Агафья Васильевна ( 1904 - 1972 ) были крестьянами. В 1937 году Григорий окончил 7 классов и поступил работать на паровозо - вагонный ремонтный завод. В 1940 году в Красноярском аэроклубе он первый раз поднялся в воздух

В 1940 году семья переехала в Алма - Ату. Там Григорий закончил обучение в аэроклубе и был направлен в Чкаловскую военную школу пилотов. В 1943 году после её окончания Младший лейтенант Черкашин был направлен в 1-ю запасную авиабригаду в Куйбышев. Там он прошёл дополнительную тренировку на штурмовике Ил-2.

Вскоре была скомплектована группа из 23 экипажей: лётчики получили новейшие самолёты и обмундирование и отправилась в распоряжение 306-й штурмовой авиадивизии ( забегая вперёд скажем: к концу войны из 23 экипажей ( лётчик и воздушный стрелок ) остались в живых только два лётчика - Черкашин и Говорунов, но при освоении нового самолёта Ил-10 в 1945 году Говорунов погиб ).

Первый боевой вылет Черкашин выполнил 22 Ноября 1943 года. А последний - совершил в Чехословакии весной 1945 года.

Через месяц боевой работы Черкашина поставили ведущим пары. С каждым вылетом он приобретал опыт.

23 Сентября 1944 года 1-я авиабригада 672-го авиаполка была поднята по тревоге. Срочно требовалось оказать помощь наземным войскам в районе города Ниш - уничтожить переправу противника через реку Мораву. Штурмовую группу из 8 самолётов повел командир эскадрильи С. К. Ковязин. Он был опытнейшим лётчиком, пришедшим в штурмовую авиацию в Августе 1944 года, а до этого совершил 800 боевых вылетов в лёгко - бомбардировочной авиации.

Точно выйдя на цель, лётчики начали штурмовать переправу. Она была уничтожена с первого захода: горели танки, автомашины, разбегалась пехота. Надо возвращаться домой. Солнце спустилось за горы, темнота наступила быстро.

Пришли на аэродром сомкнутым строем. Светились стартовые огни. Теперь нужно произвести посадку. Главная опасность была в том, что большинство лётчиков ни разу не летало ночью. Первым на посадку пошёл ведущий, а за ним остальные. Все сели благополучно. Это был большой успех.

Спустя полвека Г. Г. Черкашина пригласили в город Ниш. Когда он на встрече с молодёжью рассказал о том, как оказывалась авиационная помощь войскам, освобождавшим Ниш, с места поднялся мэр города и сказал: "Григорий Черкашин - почётный гражданин города Ниш".

...Войска с боями продвигались на запад. Враг упорно сопротивлялся. Ожесточённые бои шли за освобождение Венгрии. 672-й авиаполк потерял там 33 лётчика. Были дни, когда в воздух полк мог поднять только 2 исправных самолёта. Каждый новый вылет проходил с тяжёлыми боями и потерями.

До сражения под Будапештом за плечами Лейтенанта Черкашина были уже Ясско - Кишиневская операция, штурмовки, разведывательные полёты, "свободная охота" - словом, около 200 успешных боевых вылетов. Многие из них он выполнял в роли ведущего группы - как уже опытный лётчик. Случалось ему приводить на свой аэродром опалённую огнём, иссечённую пулями и осколками машину.

В межозерье Балатон - Веленце удача будто отвернулась от него. Два "Мессера" повисли на хвосте. Секунды решали всё. Григорий нажал правую педаль, сдвинул ручку управления влево и чуть на себя. Штурмовик пошёл со скольжением. Огненные трассы располосовали небо рядом с кабиной. Мимо !

Штурмовик плеснул на противника всей мощью бортового огня. "Мессер" клюнул носом, задымил, перешёл в отвесное пикирование и рухнул в Балатон.

"Победа, командир ! - услышал лётчик в наушниках шлемофона ликующий голос Сазонова - воздушного стрелка. - Этот отлетался, а второй отвалил, рванул в облака, боясь своей гибели".

Григорий почти физически ощутил, как с плеч медленно спадает огромная тяжесть. Сознание охватила мысль, что сейчас он выиграл самую жестокую схватку, самый суровый экзамен за полтора фронтовых года.

18 Марта 1945 года при выполнении боевого задания самолёт Черкашина был повреждён з енитной артиллерией противника. Во время приземления на переднем крае наших войск самолёт разрушился. Воздушный стрелок погиб. Лётчика выбросило из кабины. Когда Черкашин пришёл в сознание, то попросил доставить его в штаб части. Прибыв в полк, он отказался от госпитализации и после лечения в полковом лазарете вновь приступил к боевым полетам.

За полтора года непрерывного пребывания на фронте Черкашин совершил 240 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В большинстве вылетов он был ведущим групп. Войну закончил кавалером семи орденов, Героем Советского Союза. Имеет и венгерские награды.

В 1948 году Черкашин был уволен из армии по состоянию здоровья и стал работать в Казахском управлении Гражданского Воздушного Флота. С этого времени началась его трудовая деятельность в Аэрофлоте.

В общей сложности Черкашин находился на лётной работе 42 года. Его налёт составил 23 000 часов. Пилот 1-го класса, Заслуженный пилот СССР.

© БиоЗвёзд.Ру