![]() |
Игорь СтравинскийКомпозитор
Дата рождения: 17.06.1882
Гражданство: Россия |
- Ранняя жизнь и классический период
- Фольклорный период и "Русские балеты"
- Изгнание и неоклассический период
- Поздний период и влияние додекафонии
- Наследие
Ранняя жизнь и классический период
Русский композитор, дирижер и пианист Игорь Стравинский родился 5 (17) июня 1882 года в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом. Выросши в музыкальной семье, он начал сочинять без формального образования. Лишь в возрасте двадцати лет он начал брать уроки композиции у Николая Римского-Корсакова.
В 1905 году Стравинский опубликовал академичную симфонию. Под влиянием Римского-Корсакова он обратился к русскому музыкальному фольклору.
Фольклорный период и "Русские балеты"
Первое крупное произведение Стравинского, проникнутое национальными мотивами, было написано по заказу Сергея Дягилева для его "Русских балетов". В 1910 году Стравинский создал блестящую партитуру для балета "Жар-птица".
В следующем году был завершен еще один балет "Петрушка", который реалистично изобразил сцены русской масленицы. Музыка этих произведений еще сохраняла традиционные элементы, но в "Весне священной" (1913) Стравинский порвал с традицией, используя диссонансы и сложные ритмы.
Премьера "Весны священной" в Париже 29 мая 1913 года вызвала бурю негодования, но в то же время сделала Стравинского символом ультрасовременных музыкальных тенденций.
Изгнание и неоклассический период
В начале Первой мировой войны Стравинский покинул Россию и поселился во Франции. С 1939 года он жил в США. Изгнание привело к постепенному исчезновению русских фольклорных элементов из его музыки.
Неоклассицизм и религиозная тематика стали преобладать в его произведениях, таких как Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет "Аполлон Мусагет" (1927) и кантата "Симфония псалмов" (1930).
Поздний период и влияние додекафонии
В более поздние годы Стравинский обратился к 12-тоновой (додекафонной) системе композиции. В этом стиле он создал балет "Агон" (1957) и кантату "Плач пророка Иеремии" (1958).
Его неповторимая манера отчетливо проявилась в ритмике, полифонии и тембровой палитре этих додекафонных произведений.
Наследие
Игорь Стравинский умер в Нью-Йорке 6 апреля 1971 года. Его влияние на музыку 20-го века было огромным. Такие шедевры, как "Весна священная", вошли в основной репертуар оркестров по всему миру. Экспериментальный и инновационный стиль Стравинского продолжает вдохновлять композиторов и исполнителей и по сей день.