Главная Войти О сайте

Игорь Золотовицкий

Игорь Золотовицкий

Советский и российский актер театра и кино
Дата рождения: 18.06.1961
Гражданство: Россия

Содержание

  1. Детство
  2. Со второй попытки
  3. Студенческая жизнь
  4. Театр. 80-е годы
  5. Годы
  6. Любовь на всю жизнь
  7. Педагогическая деятельность
  8. Театр. Заслуженное признание
  9. Режиссерский дебют на основной сцене МХТ
  10. Кино. 2000-е
  11. Семья

Заслуженный артист РФ (2002)

Лауреат премии «Серебряная чайка» за 25 лет работы в Московском Художественном театре (2008)

Награжден памятной медалью, учрежденная Московским Художетственным Театром за пропаганду творчества А.П. Чехова (2010)

Детство

Игорь Золотовицкий родился в Ташкенте в обычной советской семье. Папа Яков Соломонович проработал 55 лет на железной дороге, а мама Софья Григорьевна была буфетчицей.

Впервые с миром театра Игорь соприкоснулся в пятом классе. Он пришел в Ташкентский Дворец пионеров с намерением обучиться игре в шахматы, но увидел объявление о наборе в театральную студию «Товарищ», и что-то подтолкнуло его записаться именно туда. Руководителем студии была Ольга Карловна Фиала, женщина одинокая. Все свое время и все силы она отдавала своим ученикам. Не удивительно, что многие затем выбрали актерскую профессию, оставшись работать в ташкентских театрах. Игорь Золотовицкий пошел дальше…

Со второй попытки

В 1978 году Игорь Золотовицкий окончил среднюю школу и в сопровождении папы приехал в Москву. Тот приезд оказался неудачным: набор в театральные вузы уже заканчивался. Игорь вернулся домой и, чтобы заработать на повторную поездку в Москву, устроился на авиационный завод учеником слесаря-ремонтника. Спустя год юноша вновь отправился в столицу…

Надо отметить, что родители Игоря Золотовицкого были людьми простыми. Мама, например, была убеждена, что в Москве «главный театральный начальник» - Олег Ефремов. Чтобы тот отнесся к сыну поблагосклоннее, она снабдила Игоря целым мешком дынь. «Зайдешь, отдашь Ефремову дыню и скажешь: «Это вам от моей мамы». И он к тебе теплее будет относиться», - напутствовала она сына. Игорь не стал расстраивать маму и взял дыни с собой.

В Москве Игорь Золотовицкий благополучно поступил в школу-студию МХАТ на курс профессора Виктора Карловича Монюкова. А дыни, конечно же, не пропали. Их юноша съел вместе с ребятами в общежитии.

Студенческая жизнь

О своей студенческой жизни Игорь Яковлевич вспоминает: «Мы жили в небольшом старинном двухэтажном здании. Мы кайфовали от ощущения свободы. Все нам было легко и просто. Подумаешь – нет горячей воды. Грели воду на плите, и я, как самый высокий при росте 1 метр 196 см; «работал душем» - поливал приятелей из чайника».

Секреты актерского мастерства открывали великие мастера: Евгений Александрович Евстигнеев, Софья Станиславовна Пилявская, Кира Николаевна Головко, Олег Георгиевич Герасимов и Авангард Николаевич Леонтьев. А в свободное от учебы время Игорь Золотовицкий с друзьями, создав команду под шутливым названием «Массовская ложа» (от слова «массовка»), устраивали капустники на юбилеях театров и маститых актеров.

Театр. 80-е годы

В 1983 году Игорь Золотовицкий окончил Школу-студию и был принят в труппу МХАТ. Впрочем, вместо сцены молодой человек мог вполне реально «загреметь» в армию. От службы Игоря спасло то, что как раз в это время ему предложили роль гидроакустика Рыбакова в фильме «Егорка». Съемки проходили на военном флоте, и для актера авторы картины «по блату» выбили отсрочку от армии.

Среди первых работ Игоря Золотовицкого на сцене МХАТа были роли в спектаклях: «Попытка полета», «Три толстяка» (по одноименной сказке Юрия Олеши), «Старый Новый год» (по пьесе Рощина), «Мастер и Маргарита» (по знаменитой повести Михаила Булгакова), «Блондинка за углом» Червинского и др.

Параллельно работе в МХАТе Золотовицкий вместе с друзьями Романом Козаком, Александром Феклистовым, Дмитрием Брусникиным, Сергеем Земцовыи и Егором Высоцким в конце 80-х создал Театр-студию «Человек». Первые же спектакли «Чинзано» и «Елизавета Бам на елке у Иванова» вызвали большой интерес у зрителей. Со спектаклем «Чинзано» актеры гастролировали в Европе, США и Латинской Америке. Игорь Яковлевич вспоминает: «Чинзано» – это моя жизнь. Это мой лотерейный билет с большим выигрышем. Один на миллион. Надо было, чтобы Рома Козак взял эту пьесу, в которой всего десять страничек, чтобы он нас убедил, что это интересно. Тогда наступила перестройка, и мы оказались в нужном месте в нужное время. Все совпало! Даже трудно себе представить, что могло бы быть, если бы не было этого лотерейного билета. Моя жизнь была бы совсем другой. Это точно. Поэтому «Чинзано» – это моя биография. Я был бы не я. И, скорее всего, не давал бы вам сейчас интервью. Успех спектакля был абсолютный. В Бразилии, где мы играли без перевода, очереди стояли, как в мавзолей...»

Годы

Периодически актер снимался в кино и телевизионных фильмах. Из телевизионных работ Золотовицкого можно отметить роли в постановках «Этот фантастический мир» (пожарный в 10-м выпуске и присяжный в 12-м выпуске). На киноэкране его героями становились: Александр Губанищев в трагикомедии «В городе Сочи тёмные ночи», Петюнчик в драме «Такси-блюз», Олег в кинопритче «Сломанный свет».

Сам актер одной из лучших своих работ считает роль Левки, брата Бени Крика, в драме Александра Зельдовича «Закат», снятом в 1990-м году по мотивам произведений Бабеля. «На мой взгляд, очень удачный был фильм, и почему он прошел незамеченным – кто знает? – вспоминает Игорь Яковлевич. - Фильм прекрасный, потом, там и состав какой – оператором был сам Александр Княжинский, знаменитейший, «Сталкера» переснимавший… Но время такое было, в чем еще одна явная трудность профессии. Ты можешь лучшую свою вещь сыграть или поставить – а попадет она в прокатную яму или не срезонирует со временем, и помнить будут любую чушь, а шедевр канет. Сколько раз так было, а привыкнуть невозможно. Так и с «Закатом»…»

Любовь на всю жизнь

Со своей будущей женой Верой Харыбиной Игорь Золотовицкий познакомился в 80-е годы в поезде «Питер – Москва», возвращаясь с товарищем с кинопроб. Игорь Яковлевич вспоминает: «Мы с Гришей, молодые артисты, известные в узких кругах своими “капустниками”, тут же распустили хвост… Но надо отдать должное Верке, что за водкой с пряниками она нас тогда наколола по полной программе. Она призналась, что наслышана о нас, а о себе же сказала, что художница, учится в Суриковском училище. На самом же деле она, закончив Щепкинское училище, в это время уже работала в Театре сатиры, и то, что она актриса, я узнал совершенно случайно от одного своего приятеля. Это было потрясение: как это меня могли развести, когда обычно всех развожу я…»

Надо отдать должное Игорю Золотовицкому, он сумел таки потом разыскать свою попутчицу, пригласил ее на свой день рождения. Они стали встречаться, а через два года, в 1988 году, когда Вера была уже на девятом месяце беременности, они поженились. Вскоре родился сын Алексей, а через девять лет второй сын – Александр.

О своей супруге Игорь Яковлевич отзывается просто: «Она – лучшая». И этим все сказано.

Педагогическая деятельность

В 1989 году Авангард Николаевич Леонтьев предложил Игорю Золотовицкому преподавать актерское мастерство у него на курсе в Школе-студии МХАТ. Первыми выпускниками новоявленного педагога стали: Анастасия Заворотнюк, Сергей Шнырев, Дмитрий Щербина, Алексей Зуев, Максим Дрозд, Егор Пазенко.

В 1991-1996 годах Игорь Яковлевич преподавал актерское мастерство в Париже в театральной школе Нильса Ареструпа, ставил с местными артистами спектакль «Женитьба». Затем вновь вернулся в родную Школу-студию МХАТ и в 1998 году выпустил еще один курс. Среди выпускников были: Олеся Судзиловская, Яна Колесниченко, Денис Суханов. Тогда же на сцене Учебного театра Школы-студии МХАТ Золотовицкий поставил спектакль «День рождения Смирновой».

Продолжил педагогическую деятельность Александр Яковлевич и в новом веке. В 2006 году он выпустил поистине выдающийся курс: Максим Матвеев, Никита Панфилов, Екатерина Вилкова, Петр Кислов, Павел Воронцов, Юлия Галкина, Антон Шагин. Вместе со своими студентами на сцене Учебного театра Золотовицким был поставлен дипломный спектакль «Любовь» по произведению Людмилы Петрушевской.

Что же для него педагогика? Игорь Яковлевич формулирует это так: «Педагогика – это взаимное вампирство. Ты делишься со студентами своими сокровенными мыслями, но взамен получаешь больше – подпитываешься энергетикой молодости и безрассудства. Я ведь потому такой жизнерадостный, что много общаюсь с молодежью».

Театр. Заслуженное признание

Сцене МХАТа Игорь Золотовицкий отдал большую часть своей жизни. В ращные годы он играл в спектаклях: «Женитьба» (Анучкин), «№13» (Ронни), «Последняя жертва» (Салай Салтанович), «Осада» (Первый воин), «Изображая жертву» (Закиров). Каждая из перечисленных постановок имела большой успех у зрителей, а специалисты неизменно отмечали мастерство и прекрасную игру актера. За заслуги на театральном поприще Игорю Яковлевичу в 2001 году было присвоено звание Заслуженного артиста России, в 2008 году присвоена награда «Серебряная чайка» за 25 лет работы в Московском Художественном театре, а в 2010-м вручена памятная медаль, учрежденная Московским Художетственным Театром за пропаганду творчества А.П. Чехова.

Игорь Яковлевич своей главной работой на сцене считает роль Павла Лебедева в постановке Юрия Бутусова «Иванов», осуществленной на сцене МХТ в 2009 году. «В этой работе я почувствовал что-то новое, радостное. Надеюсь, что будет еще что-то похожее, но это бывает так редко. Когда у тебя уже есть опыт, становишься формалистом, стараешься выезжать на старых дрожжах. Редко бывает, когда вдруг режиссер в тебя поверит. И это совпало у нас с Юрой Бутусовым, хотя он очень непростой человек. Мне было радостно работать», - рассказывает Золотовицкий.

Режиссерский дебют на основной сцене МХТ

Игорь Золотовицкий уже не раз ставил спектакли на сцене Учебного театра. И вот в 2010 году он впервые осуществил постановку собственного спектакля на Основной сцене МХТ. Выбор Золотовицкого пал на гоголевскую «Женитьбу».

«С этой пьесой я дружу давно, - говорит Игорь Яковлевич. - Я считаю, что она про вселенную, про вечность, про отсутствие чувства. И так просто написана. Знаете, я это уже где-то говорил, что талант определяется умением сказать просто о важных вещах. Сказать просто и доступно. И Гоголь с такой болью это делает, несмотря на то, что «Женитьба» подразумевает не только улыбку и смех, но и серьезные вещи тоже. Я благодарен Олегу Павловичу за то, что он не побоялся и разрешил мне поставить спектакль. Все-таки это не дешевая постановка. Все сделано в традициях русского театра: с кулисными декорациями, с декорациями задника, павильона. Их создал мой друг – потрясающий художник Валера Фирсов, он ученик Валерия Левенталя. Вместе с художником по костюмам Викторией Хархалуп они смогли воссоздать атмосферу того времени».

Кино. 2000-е

Игорь Золотовицкий востребован российским кинематографом. Его герои яркие и харизматические привлекают внимание, запоминаются сразу и надолго. Как, к примеру, не отметить его Жорика Орлова из сериала «Люба, дети и завод» - здоровенного мужика с пивным брюхом, бесшабашным характером и кулацкой хваткой. В активе Золотовицкого: Виктор Чагин из сериала «Пятый угол», руководитель юридической конторы Иван Игнатьевич Шацких в сериале «Марш Турецкого», певец Евгений Коралов в сериале «Ландыш серебристый», писатель Иван Агеев в драме «Дура», брошенный муж Геннадий Горин в сериале «Короли игры».

Нередко Золотовицкому приходится играть на экране цыган, но тут уж куда денешься – внешность такая. Одна из таких ярких работ – Малай в замечательной комедии Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной».

Сам же Игорь Золотовицкий по поводу своей работы в кинематографе высказывается более критично: «Я считаю, что по большому счету я в кинематографе ничего не сыграл. И как бы смирился с этим, с одной стороны. А с другой стороны, конечно, надеюсь, что еще лучшая моя роль в кино впереди. Количество ролей действительно большое, и мне за них не стыдно. Но сказать так, как в театре, что я могу по-настоящему гордиться какой-то ролью в кино? К сожалению, такого нет. Но я в этом смысле фаталист. Значит, пока так складывается».

При этом Игорь Яковлевич отмечает, что ему не стыдно ни за одну из сыгранных на экране ролей, но все же хотелось большего, хотелось иного кино. Как, например, его раб ота в «Севастопольских рассказах», вышедших на студии «Лавр». Эта уникальная 15-серийная художественно-документальная лента охватила 225-летнюю историю Севастополя – знаменитого города с драматической судьбой. Игорь Яковлевич выступил в данном сериале в качестве ведущего и одновременно исполнил различные роли в каждом из рассказов.

Семья

Супруга Игоря Яковлевича Вера Харыбина фактически ушла из актерской профессии, занявшись режиссурой. Она работала над сериалами «Адъютанты любви», «Дорогая Маша Березина» и др. Ее авторству принадлежит и одна из серий цикла «Севастопольские рассказы» - «Марш энтузиастов». А вообще вместе супруги стараются не работать, считая, что личное и профессиональное смешивать ни к чему.

Сын Алексей Золотовицкий окончил ГИТИС, снялся в сериале «Русский шоколад». Собирается продолжить актерскую династию и Алексей.

«Я боготворю нашу семейку», - с теплотой признается Игорь Яковлевич.

© БиоЗвёзд.Ру