![]() |
Илларион ПрянишниковХудожник-передвижник
Дата рождения: 01.04.1840
Гражданство: Россия |
- И. М. Прянишников: Один из выдающихся художников-передвижников
- Широкая известность и картины народной жизни
- Патриотическая тематика и колористическое мастерство
- Масштабные полотна и камерные образы
- Наследие и неоконченный шедевр
И. М. Прянишников: Один из выдающихся художников-передвижников
Учеба и ранние работыИван Михайлович Прянишников (1840-1894) получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Несмотря на влияние своего учителя С. К. Зарянко, Прянишников уделял больше внимания реалистичному изображению натуры, нежели образному обобщению. Его ранние работы, такие как "Мальчик-коробейник" и "Чтение письма в мелочной лавке", демонстрируют его наблюдательность и умение создавать яркие и живые образы.
Широкая известность и картины народной жизни
Картина "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865), написанная в последний год обучения, принесла Прянишникову широкую известность. Она вызвала негодование среди сторонников академического искусства за реалистичное изображение сцены из повседневной жизни.
В 1870-х годах Прянишников создал такие знаковые произведения, как "Погорельцы" и "Порожняки", которые были представлены на первой передвижной выставке. Эти полотна отличались целостностью композиции и колористической насыщенностью. Пейзаж больше не был просто фоном, а стал неотъемлемой частью сюжета, усиливая эмоциональный настрой.
Патриотическая тематика и колористическое мастерство
В 1874 году Прянишников написал "Эпизод из войны 1812 года", в котором изобразил Отечественную войну как народную борьбу. В картине не полководцы, а простые крестьяне-партизаны показаны как истинные герои. При этом Прянишников сохранил тонкий и изысканный колорит, передавая красоту русской зимы.
Масштабные полотна и камерные образы
В 1880-90-х годах Прянишников создал масштабные полотна, изображавшие многоликую народную массу: "Спасов день на Севере" и "Общий жертвенный котел в престольный праздник". Параллельно с этим он работал над камерными и лиричными образами, такими как "В мастерской художника" и "В провинции", которые предвосхищали эстетику следующего поколения художников.
Преподавательская деятельность и членство в Товариществе передвижников
Прянишников был преподавателем в МУЖВЗ с 1873 по 1894 год, где воспитал целое поколение известных художников, включая С. В. Иванова и М. В. Нестерова. Он был активным участником Товарищества передвижных художественных выставок, а со второй выставки занимал пост члена правления.
Наследие и неоконченный шедевр
В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но преподавать в ней не успел. Его последняя работа, "Крестный ход", осталась незаконченной из-за его внезапной смерти в 1894 году. Это полотно отражает его талант и приверженность реалистическому изображению русской действительности.