Главная Войти О сайте

Инна Лиснянская

Инна Лиснянская

поэтесса.
Дата рождения: 24.06.1928
Гражданство: Россия

Пройдя с блеском творческий конкурс, от сдачи вступительных экзаменов решительно отказалась, несмотря на уговоры Николая Тихонова. Позже год, до рождения дочери, проучилась в Бакинском университете. Первый сборник стихов «Это было со мною» выпустила в Баку в 1957 году. В 1961 году переехала в Москву. Цензура в штыки восприняла четвёртую книгу поэтессы «Из первых уст» (1966): многие стихи были по требованию главреда Бориса Соловьёва из вёрстки изъяты, а часть стихотворений было разрешено напечатать лишь при условии внесения существенных правок. Издатели после этого остерегались принимать к рассмотрению новые заявки поэтессы. Пятую свою книгу «Виноградный свет» Лиснянская выпустила лишь в 1978 году. Появление семи её стихотворений в следующем году в неподцензурном альманахе «Метрополь» вызвало грандиозный скандал. Лиснянская публично вышла из Союза писателей. В 1967 году познакомилась с Семёном Липкиным, за которого в начале 1990-х годов вышла замуж. В 1979 году приняла участие в выпуске неподцензурного альманаха «Метрополь». Когда на его авторов начались го нения, С.Липкин в своём открытом письме заявил: «Я не берусь определить масштабы поэтического дарования Инны Лиснянской, но очевидна истинность этого дарования. Её сборник «Виноградный свет», вышедший в прошлом году, не вызвал откликов в печати, но знатоки поэзии его заметили и оценили чрезвычайно высоко. В сборнике есть то, что делает стихотворца поэтом: гармония мысли и чувства. Семь стихотворений Инны Лиснянской, отвергнутых (в числе других девяноста!) издательством и помещенных в альманахе, ретроспективно обогащают содержание «Виноградного света» и наше представление о поэте. Седи ярлыков, наскоро приклеиваемых к «Метрополю» (серость, пошлость, секс), есть и такой: богоискательство. Видимо, этот ярлык предназначен прежде всего Лиснянской. Нужно ли возразить ярлыковедам, что поэзия испокон веков занята такого рода исканиями, испокон веков тяготеет к трансцендентности — и даже в том случае, если считает себя атеистом. По пути таких исканий направили русскую поэзию Ломоносов и Державин, и мы видим на этом пути и наших старших современников — Бунина и Блока, Есенина и Пастернака. Сама просодия русского стиха, как и просодия стиха латинского или древнееврейского, — молитвенная. Изменить или разрушить её невозможно, как ни старайся» («Литературная Россия», 2003, 30 мая). Когда-то Иосиф Бродский в 1983 году назвал стихи Лиснянской поэзией чрезвычайной интенсивности, но Липкин потом уточнил, что стихи Лиснянской — это скорее поэзия чрезвычайной виноватости. Но продолжу Бродского, который полагал: «Лиснянская, может быть, точнее, чем кто иной, пишет о смерти... А это ведь одна из самых главных тем в литературе». Своё оригинальное суждение уже в 2003 году выскажет Татьяна Бек: «Поэтика И.Лиснянской — жанровая новизна, гремучая смесь современного жаргона и фольклорной лексики, сложная и пластичная система рифмовки». Лауреат Госпремии России (1998) — за книгу «Из первых уст» и премии А.И. Солженицына.

© БиоЗвёзд.Ру