Главная Войти О сайте

Иосиф Фридляндер

Иосиф Фридляндер

Академик, специалист в области создания и обработки легких сплавов и металлических композиционных материалов.
Дата рождения: 28.03.1913
Гражданство: Россия

Содержание

  1. Сильный дураком не бывает
  2. Отсюда не убежишь
  3. Зачем шпионы летали на Урал
  4. Наука с петлей на шее
  5. Молитва о Красной площади
  6. ***

Фонд поддержки российской науки присудил академику Иосифу Фридляндеру звание «Лучший ученый России». Фридляндер - патриарх материаловедения, автор поколений сверхпрочных алюминиевых сплавов, без которых невозможно создание современных самолетов. Авиация - это техника на пределе возможного. В авиации, как в гигантском вулканическом котле, рождаются самые лучшие в мире материалы. Самые прочные, самые жаростойкие, самые легкие и вязкие. Этих материалов в природе не существует. Каким же должен быть человек, который совершенствует Природу и дерзко превосходит то, что создано ею за миллиарды лет самостоятельного развития?

В 1960 году Никита Хрущев должен был отправиться на генеральную сессию ООН на новом Ту-114, который был призван доказать миру мощь нашей авиационной техники. Пассажирских самолетов, способных совершить беспересадочный перелет через Атлантику, в ту пору еще не было. Но полет отменили - Хрущев переплыл океан на теплоходе «Балтика». Нельзя исключить, плавание утомило советского лидера и привело к скандальному биению башмаком по дипломатической трибуне. Но почему в Нью-Йорк не вылетел Ту-114, что могло повернуть колесо истории в другую сторону?

Сильный дураком не бывает

В последний момент военпред на заводе обнаружил на тягах управления коррозионные поражения. В Куйбышев отправилась делегация генералов и специалисты по авиационным материалам - будущие академики Сергей Кишкин и Иосиф Фридляндер. (Его поразило, что в салоне Ту-114 была подвешена люлька, чтобы первому секретарю ничто не мешало сладко дремать.) Ученые установили причину дефекта в дюралевых трубах и гарантировали безопасность полета. Генералы сомневались. Спор был бесконечным. А самолету надо успеть в Нью-Йорк, чтобы вернуть домой Хрущева, уже совершившего свое историческое деяние. И тогда Кишкин, хрупкого сложения и небольшого роста, говорит генералам: «Джентльмены, предлагаю единственный оставшийся у нас научный способ решить проблему. А именно - побороться на руках. Я буду бороться на левую руку, а Фрид - на правую». Генералы выставили на поединок двух кряжистых бойцов. Но они не знали, что худенький профессор крутил «солнце» на турнике, а долговязый Фридляндер в молодости занимался боксом. Тренер говорил: «Иосиф, у тебя отличный хук справа. Брось учебу. Спорт лучше науки. Станешь сильным - никто дураком не назовет».

«Слово джентльменов, - напомнил Кишкин, когда соревнование закончилось. - Ставим подписи». Но из поезда ученых попросили, привезли на аэродром и отправили в Москву в Ту-114. А в Нью-Йорк в качестве заложника полетел главный конструктор академик Туполев.

Представление о том, что ученый живет в башне из слоновой кости и ходит по улицам отрешенным, проваливаясь в ямы, действительности не соответствует. Жизнь академика Фридляндера - свидетельство того, что в тот период, когда наука была востребована и решала важные государственные задачи, на недостаток адреналина ученому жаловаться не приходилось. Ученый не был кабинетным затворником и сухарем, он жил ярко, часто рискованно, хотя и не всегда весело.

Отсюда не убежишь

Библейский Иосиф добился успеха на ниве толкования снов фараона. В каком-то смысле Иосиф Фридляндер занимался похожим делом. Его вызывал министр или авиаконструктор и заявлял: «Мне привиделся материал с чудесными свойствами. Иначе самолет не полетит. Создай сплав!» И Фридляндер начинал колдовать со сплавами. Алюминий, магний, литий, бериллий, медь, марганец - надо выяснить, как поведет себя алхимическая смесь при разных температурах и напряжениях. Адов труд. Но он должен быть сделан. Потому что самолет из воздуха не построишь. Единственный раз мы украли сплав, когда по приказу Сталина был полностью воспроизведен тяжелый американский бомбардировщик Б-29, потерпевший аварию на Дальнем Востоке. С Б-29 были сброшены атомные бомбы на Японию. Времени для поиска своего пути отпущено не было, и наша атомная бомба в 1949 году была сброшена с Ту-4, копии Б-29. Впрочем, бомба тоже была копией. Потом мы сами пошли вперед с ускорением.

В 1948 году на слитках, которые отливались в Каменск-Уральском для пикирующего бомбардировщика Ту-16, обнаружились странного происхождения трещины. За сплав В95 отвечал Иосиф Фридляндер - легендарный министр авиапрома Петр Дементьев направил его на завод. Исследования затянулись, бракованных слитков выявлялось все больше. Вместе с ученым в командировку был послан представитель органов, который недавно женился. Незлобивый парень, он по-дружески просил: «Сколько можно здесь торчать? Иосиф, все равно ничего у тебя не получится, не тяни волынку. Сознайся, что ты вредитель. Я вернусь к жене, а ты посидишь немного в Сибири». Чтобы развеяться, Фридляндер по ночам бегал на лыжах по 20 километров, а его приятель усмехался: «Отсюда не убежишь».

В конце концов причина появления трещин была выявлена. Начался серийный выпуск бомбардировщиков Ту-16. Иосиф Фридляндер за создание и освоение высокопрочного сплава В95 получил Сталинскую премию. Через несколько лет Туполев использовал крылья Ту-16 для первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104. Из сплава В95 сделаны крылья стратегического бомбардировщика Ту-95 и сверхдальнего турбовинтового Ту-114. В 2004 году по просьбе ВВС России были обследованы все еще стоящие на дежурстве Ту-16: коррозионных повреждений обнаружено не было, и их ресурс продлили еще на пять лет.

Энгельс писал: «Если у общества появляется техническая потребность, это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». Несколько десятилетий наша страна испытывала острую потребность в лучших самолетах. В авиации, как в гигантском плавильном котле, рождаются самые лучшие в мире материалы. Сплавы академика Фридляндера применяются и в ракетной технике, в атомной промышленности, то есть во всех областях, где наша страна претендует на мировое лидерство по части высоких технологий.

Зачем шпионы летали на Урал

В фильме «Мертвый сезон» есть сцена, которая вышибает у зрителя слезу. Советского разведчика на мосту обменивают на американского шпиона. Это реальный случай. Рудольфа Абеля, арестованного за атомный шпионаж, на мосту через Шпрее в Западном Берлине обменяли на летчика-шпиона Пауэрса, сбитого над Уралом. Пауэрс летел на высоте 20 км на новейшем У-2 и имел задание сделать фото завода в секретном городе Новоуральске, где налажено обогащение урана центрифужным методом, которым в США не сумели овладеть до сих пор. В США применяется метод термодиффузионного обогащения, который требует огромных затрат энергии. В Новоуральске сотни тысяч центрифуг вращаются со скоростью 1500 оборотов в минуту в течение 30 лет и не требуют ремонта. Эти удивительные центрифуги сделаны из сплава В96ц, созданного академиком Фридляндером и непревзойденного до сих пор. Работа удостоена Ленинской премии.

Как часто бывает в науке, вложения через десятилетия окупились многократно. С 1990-х годов Россия по контракту «ВОУ-НОУ» поставляет в США низкообогащенный уран, который производится на отечественных центрифугах. Цена контракта около 20 млрд долларов - половина топлива для американских атомных станций делают в России. Стоит ли говорить, что миллионером академик Фридляндер не является. Как, впрочем, и никто из его коллег, создавших самое ценное, чем может гордиться наша страна.

Наука с петлей на шее

Наука полна парадоксов. Мне думается, главный парадокс нашей науки состоит в следующем. Если, как считается, для плодотворных занятий наукой необходимо состояние внутренней свободы, то каким образом советские ученые, которые жили, по существу, с петлей на шее и в случае ошибки могли оказаться в местах не столь отдаленных, сумели именно в период всеобщих репрессий создать столь мощный задел, что наша страна, потерявшая интерес к науке, не может растратить его и по сей день? И почему, как только железная хватка ослабла, задолго до финансового обнищания науки, наша интеллектуальная удаль пошла на убыль? Невозможно понять, каким образом великий Туполев был одновременно посажен в тюрьму и награжден Сталинской премией? И где черпал мужество великий Ильюшин? Перед первым перелетом через Северный полюс Сталин спросил конструктора: «Вы гарантируете, что в случае аварии самолет сядет на воду?» Ильюшин ответил: «Я гарантирую, что самолет сядет в Америке».

Одно из возможных объяснений можно найти в аналогии с принятой в авиации концепцией безопасной повреждаемости. Самолеты должны летать часто, без отдыха в аэропортах, из них выжимают все соки. При таких нагрузках без трещин на крыле или фюзеляже не обойтись, и они (до метра длиной) допускаются, но самолет сделан из таких вязких и пластичных сплавов, что трещина не идет дальше. Минимум хрупкости, максимум пластичности. Наши ученые, думаю, были сделаны из таких материалов. Усталость и надломы неизбежны, но их хоронили внутри, а снаружи оставались раскрепощенность и творческая независимость. «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей», - сказал поэт Тихонов. Не знаю о гвоздях, а крылья для самолетов точно делать можно. Академик Фридляндер всю жизнь работал под дамокловым мечом суровых наказаний, но в любой ситуации оставался неисправимым оптимистом.

Молитва о Красной площади

В апреле 1947 года его отправили в Куйбышев, где на заводе № 1 стояла эскадрилья новых МиГ-15, которым через неделю предстояло принять участие в первомайском параде на Красной площади. На заседании Политбюро Сталин сказал, что на самолетах обнаружены трещины. Но эти самолеты должны принять участие в параде. Если не примут, то ряд людей отправится на Север. Если хотя бы с одним самолетом что-нибудь случится - тоже Север. Фридляндеру удалось установить, что трещины имеют единичный характер, и самолету ничто не угрожает. Когда подписал заключение, 30 апреля упал МиГ-15, летчик спасся - это был первый случай катапультирования из реактивного самолета. Но ясно: заключение - это приговор. Вдруг выяснилось, что в аварии виноват двигатель. 1 мая, стоя на Трубной площади и глядя в небо, Иосиф Фридляндер первый и последний раз в жизни молился, чтобы самолеты пролетели над Красной площадью, а дальше - хоть потоп. Самолеты пролетели, а его наградили орденом.

С Путиным он говорил лишь однажды. Несколько лет назад - в Кремле, где получал очередную Государственную премию. Вниманием президента завладел певец Кобзон. Фридляндер прервал их разговор. Сказал, что наша авиапромышленность лежит на дне, «Эрбас» и «Боинг» выпускают по 300 больших самолетов в год, а «Туполевы» и «Ильюшины» заказов не получают, и это катастрофа. Путин вздохнул: «Нет лидера». Фридляндер возразил: «Лидера надо найти».

Патриарх получил звание «Лучший ученый России». Он решил великое множество сложных задач. Но как решить эту, последнюю, он не знает. Эту задачу предстоит решать уже не ему.

***

Иосиф Наумович Фридляндер родился в 1913 году в узбекском Андижане. После окончания школы работал корреспондентом «Комсомольской правды» по Таджикистану. Закончил МВТУ имени Баумана и с 1937 года работает во Всесоюзном институте авиационных материалов, где и по сей день руководит научно-исследовательским отделением. Академик, лауреат Ленинской и двух Государственных премий. Создатель многих поколений алюминиевых сплавов. Из сплавов Фридляндера сделан самолет Ту-4, с которого в 1949 году на полигоне в Семипалатинске была сброшена первая советская атомная бомба, пикирующий бомбардировщик Ту-16, стратегический бомбардировщик Ту-95, все па ссажирские самолеты Ту, вплоть до безотказного Ту-154 и современных Ту-204 и Ту-334, мощный военно-транспортный «Антей», гиганты «Мрия» и «Руслан», знаменитые истребители МиГ-23, самолет вертикального взлета Як-38, гидросамолеты КБ Бериева, которые пользуются большим спросом за рубежом. Его сплавы применяются и в других областях, где к металлам предъявляются повышенные требования. Россия - единственная страна в мире, которая овладела технологией центрифужного обогащения урана-235. Центрифуги, без которых был бы невозможен российско-американский контракт «ВОУ-НОУ», изготовлены из сверхпрочного сплава Фридляндера В96ц. Из его сплавов сделаны баки самой мощной ракеты в мире «Энергия», баки космического грузовика «Протон», лопатки турбонасосных агрегатов ракетных двигателей. В последние годы его сплавы прорвались на Запад. Налажено сотрудничество с НАСА, с «Боингом» и «Эрбас», которая использует российский сплав 1933 на аэробусе А-380.

© БиоЗвёзд.Ру