Главная Статьи Войти О сайте

Иван Калабушкин

Иван Калабушкин

Летчик истребитель

Имя: Иван
Фамилия: Калабушкин
Дата рождения: 23.01.1915
Гражданство: Россия

Родился 23 Января 1915 года в деревне Спудни, ныне Гусь - Хрустального района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу, фабрично - заводское училище в городе Рошаль Московской области в 1932 году и 3 курса Рабфака в 1935 году. Затем работал слесарем, экспедитором на хлебозаводе в городе Гусь - Хрустальный. После призыва в ряды Красной Армии, в 1936 - 1938 годах прошёл курс обучения в Ворошиловградской ( теперь город Луганск ) военной авиационной школе лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 123-го истребительного авиационного полка ( 10-я смешаная авиационная дивизия ).

К концу 1941 года командир эскадрильи 562-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус ПВО, Московский фронт ПВО ) Старший лейтенант И. Н. Калабушкин в воздушных боях сбил 8 самолётов противника. 4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 361 боевой вылет и сбил 15 вражеских самолётов.

После войны продолжил службу в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию в 1949 году и Военную академию Генерального штаба в 1958 году. Ушёл в отставку в 1964 году, в звании Генерал - майор авиации. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер в Ленинграде 12 Апреля 1985 года. В комнате боевой славы средней школы села Демидово Гусь - Хрустального района есть экспозиция, посвящённая Герою.

* * *

Боевая тревога застала Лейтенанта Ивана Калабушкина на аэродроме у западной границы, на стыке двух миров. Он служил вместе с Петром Рябцевым в знаменитом 123-м истребительном авиационном полку, в Koбрино ( Пинская область ). Лётчики этого полка, летавшие на бипланах И-153 "Чайка", уже на рассвете 22 Июня вступили в единоборство с превосходящими силами вражеской авиации, ринувшейся на Брест.

Когда славные защитники Брестской крепости начали отражать бешеный натиск войск противника, в небо поднялись советские лётчики. В их числе был и Калабушкин. Они рассеяли большую стаю вражеских самолётов. В ожесточённом бою многие наши машины были повреждены. Иван Калабушкин тоже привёл на свой аэродром повреждённый "ястребок".

Не прошло и часа, как авиаторы вновь поднялись в дымное фронтовое небо, прочерченное огненными трассами. Калабушкин летел на новом истребителе. Предпринимая решительные атаки, он вместе с товарищами по оружию поджёг два бомбардировщика, истребитель и корректировщик противника.

И в третий раз ринулись лётчики навстречу вражеским бомбардировщикам, сопровождаемыми группой истребителей Ме-109. Вскоре завязалась яростная схватка. Выбрав цель, Иван Калабушкин устремился в атаку и открыл огонь. Оставляя полосу густого чёрного дыма, один из "Мессеров" рухнул на землю.

Так, в первый же день войны, лётчики 123-го ИАП уничтожили 30 самолётов противника, в том числе командир полка Майор Б. Н. Сурин сбил 3, а Иван Калабушкин - 5 вражеских самолётов в трёх боевых вылетах, став первым советским асом в этой войне. Он уничтожил два Ju-88 на рассвете, He-111 в полдень и два истребителя Ме-109 к вечеру. Возглавляемое им звено, в одном из первых боёв одержало крупную победу: уничтожило 4 вражеских самолёта, не потеряв ни одного своего.

Все самолёты противника стали жертвами его проворной "Чайки". В течение последнего боя Калабушкин был тяжело ранен в обе ноги, когда несколько пушечных снарядов разорвалось в кабине его истребителя. Лётчику всё же удалось дотянуть до аэродрома и посадить машину, после чего он попал в госпиталь.

После выздоровления Иван Калабушкин был направлен в 562-й авиаполк Московской зоны ПВО, летающий на новых истребителях Як-1. Таким же отважным и умелым лётчиком зарекомендовал он себя и там, продолжая увеличивать счёт сбитых неприятельских самолётов. Вскоре его имя стало известно всем защитникам Московского неба.

31 Июля 1941 года над аэродромом, где базировался полк Ивана Калабушкина, появилось 22 бомбовоза и истребителя с чёрными крестами. В это время большинство "ястребков" выполняло боевое задание, и на стоянках находилось всего несколько машин. Зловеще прогрохотали первые разрывы фугасных бомб. Ещё несколько секунд - и противник разбомбит лётное поле, уничтожит оставшиеся самолёты.

"Немедленно взлетать !", - решил Лейтенант Калабушкин и вместе со своими ведомыми устремился в небо. Дерзкой атакой лётчики сорвали план врагов. Одного из "Хейнкелей-111" Иван Калабушкин сбил. Бомбардировщики повернули вспять. Звено "ястребков" вступило в бой с "Мессерами". В ходе боя, пара Ме-109 набросились на машину Калабушкина.

Командир звена бился до тех пор, пока в кабину не ворвался огонь. Только тогда лётчик покинул самолёт. Обожжённый и раненный, он приземлился с пробитым пулемётной очередью парашютом.

Через 8 дней Иван Калабушкин снова был в строю. И снова жаркие бои в небе Подмосковья.

Боевое мастерство пилота быстро росло, вскоре он стал Старшим лейтенантом и одним из лучших лётчиков в полку.

В блокноте лётчика сохранилась запись: "11 Октября 1941 года. Наша эскадрилья участвовала в штурмовке наземных войск противника. Мой истребитель подбила зенитка, - пошёл на вынужденную..."

В то ненастное утро Иван Калабушкин вместе с товарищами по оружию метко бил врагов. Многие из них заплатили своей жизнью за бредовую идею овладеть Москвой. На выводе из очередного пикирования его машина вздрогнула от взрыва зенитного снаряда. Калабушкин резко повернул на восток, но перетянуть через линию фронта не смог - заглох мотор. Приземлившись, лётчик хотел поджечь самолёт, но сделать это не успел: к месту посадки ринулись немецкие солдаты.

Скрывшись в лесное чаще. Калабушкин взял направление к линии фронта. Ночью наткнулся на какую - то деревушку. Постучался в крайнюю избу. Одинокая старая женщина сочувственно встретила лётчика, накормила его, дала крестьянскую одежонку и показала, как идти, минуя немецкие гарнизоны.

А в боевом донесении части за 11 Октября сообщалось: "Не вернулся один самолёт". Правда, однополчане верили, что Калабушкин вернётся. Не мог такой человек, каким был помощник командира эскадрильи - волевой, энергичный, находчивый, не найти выхода из самого трудного положения. И он вернулся, на 4-й день...

...Напряжение боёв нарастало. 14 Ноября 1941 года восьмёрка истребителей 562-го авиаполка под командованием Старшего лейтенанта И. Н. Калабушкина вылетела на патрулирование. На высоте 2500 метров, словно щуки, проскользнули два "Мессера". Снижаясь, они увлекли наших истребителей в зону, где оказалась большая группа вражеских самолётов. Калабушкин не растерялся и приказал ведомым вступить в бой. В результате инициативной атаки неприятель был рассеян. В неравном бою с 15 вражескими истребителями, наши лётчики сбили 3 "Мессера". Сами потерь не понесли. Одну машину в этом бою сбил Иван Калабушкин.

Кончался Ноябрь. В гигантской битве под Москвой таяли "непобедимые" немецкие дивизии. Однако враг отчаянно рвался к столице, прощупывая воздушной разведкой крепость нашей обороны.

Сообщение о том, что около 8 часов утра на запад пролетели два "Хейнкеля", застало Калабушкина на боевом посту. Он немедленно ринулся вдогон разведчикам, настиг одного из них и атаковал, используя все огневые средства. Однако тяжело повреждённой вражеской машине удалось скрыться за горизонт. Хмурым возвратился Калабушкин на аэродром. "Неужели враг ушёл ?" - тревожился он. И успокоился только после того, как пришла весть, что исковерканные части разбившегося "Хейнкеля" валяются на промёрзлой земле...

...Всё ниже опускалась ртуть в термометрах. Снежной сединою покрылась земля Подмосковья. Накопив резервы и отразив натиск врага, части Красной Армии перешли в контрнаступление. Воздушные часовые столицы стали прикрывать идущие вперед войска Западного фронта. 18 Декабря 1941 года, во время одного из таких вылетов, Иван Калабушкин и его ведомые заметили вражеский многоцелевой самолёт Ме-110, рыскавший над расположением советских частей. Командир группы резко развернулся и, не дав опомниться врагу, поджёг его машину с первой атаки. Это была 8-я победа отважного лётчика.

В жизни каждого человека бывают незабываемые дни. Иван Николаевич пережил такой день, когда в подразделение приехал начальник политотдела и вручил ему партийный билет. А вечером комиссар эскадрильи в дружеской беседе, ещё раз поздравив молодого коммуниста, сказал, что на днях он отправил его родителям письмо вместе с газетой, где был напечатан очерк об Иване Николаевиче.

- Ну, это, по - моему, лишнее, - смущённо заметил Калабушкин.

- Чудак человек, - возразил комиссар, - врагов бёет смертным боем, а родителям сообщить об этом стесняется.

Вскоре в полк пришло письмо с обратным адресом: "Ивановская область, деревня Спудни, почтовое отделение Палище".

"Здравствуй, Ваня ! - читал лётчик. - С приветом к тебе родители Николай Дмитриевич и Евдокия Алексеевна, и Леня, и Валя. Сообщаем, что мы получили письмо от товарища Глебова и очень сначала испугались. Только успокоились, когда раскрыли письмо и увидели твой портрет в газете. Только теперь мы всё узнали о том, как вам приходится защищать родную землю... В нашей деревне все прочитали эту газету".

Прошло несколько месяцев. Родина отмечала достойных защитников Москвы. В Марте 1942 года Ивану Николаевичу Калабушкину было присвоено звание Героя Советского Союза за 8 воздушных побед, одержанных к концу Декабря 1941 го да.

Вскоре земляки Героя порадовали его замечательным подарком. Весной 1942 года на аэродроме состоялась торжественная передача именного самолёта, построенного на средства односельчан Ивана Николаевича. Принимая самолёт, командир эскадрильи Капитан Калабушкин заявил:

- Обещаю дорогим землякам не посрамить боевое оружие, которое они мне вручили. Даю слово бить врагов ещё точнее, ещё беспощаднее.

Иван Николаевич с честью выполнил наказ односельчан.

Войну Майор И. М. Калабушкин закончил в составе 11-го истребительного авиационного полка с 15 воздушными победами ( по одним источникам - 9 личных 6 групповых, по другим - 7 личных и 8 групповых ). Всего совершил 361 успешный боевой вылет. Освоил за это время следующие типы истребителей: И-153, И-16, Як-1 и Ла-5.

После войны Иван Николаевич ещё долго продолжал служить в ВВС, командовал авиационным полком. Затем окончил военную академию, стал Генералом...

© БиоЗвёзд.Ру