Главная Войти О сайте

Иван Кравцов

Иван Кравцов

Летчик истребитель
Дата рождения: 19.02.1914
Гражданство: Россия

Родился 19 Февраля 1914 года в селе Новгородка, ныне посёлок Кировоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов начальной средней школы. Работал плановиком завода "Коммунист" в городе Кривой Рог. С 1936 года в Военно - Морском Флоте. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище и был оставлен там же лётчиком инструктором.

С Ноября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 5-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота.

К середине 1944 года командир звена 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота ) Гвардии Старший лейтенант И. С. Кравцов совершил 315 боевых вылетов на сопровождение своих самолётов и прикрытие баз и аэродромов. Участвовал в 85 воздушных боях, в которых лично сбил 15 и в группе с товарищами 4 самолёта противника. 22 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в морской авиации. С 1950 года Гвардии Майор И. С. Кравцов - в запасе. Последние годы жил в городе Геленджик Краснодарского края. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Нахимова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями.

* * *

Один из самых результативных лётчиков морской авиации, Иван Кравцов родился 19 Февраля 1914 года в селе Новгородка Елизаветградского уезда Херсонской губернии. Окончив 7 классов, работал в Кривом Роге. После призыва в ВМФ был направлен в Ейское военное авиационное училище морских лётчиков имени И. В. Сталина. Успешно окончив его в 1939 году, он был оставлен в училище лётчиком - инструктором.

В Ноябре 1941 года Иван Савельевич добился отправки на фронт. В составе 5-го истребительного авиаполка ( позднее ставшего 3-м Гвардейским ) ВВС Краснознамённого Балтийского флота, он прошёл всю войну. В 1941 - 1942 годах провёл около 200 боевых вылетов на И-16, ЛаГГ-3, "Харрикейне" и Як-1.

Решительность Кравцова проявлялась во многих боях. Так, 26 Сентября 1942 года он во главе четвёрки вступил в бой с 12 бомбардировщиками и 8 прикрывавшими их истребителями врага. Три немецкие машины были сбиты. Таких примеров в боевой практике балтийского аса немало.

Однажды, увидев, что два немецких самолёта атаковали машину командира эскадрильи, Старший лейтенант Кравцов кинулся ему на помощь. Удар, предназначавшийся командиру, он решил принять на себя. Однако нанести этот удар немцы так и не успели. Кравцов опередил их - первым открыл огонь и сбил ведущего FW-190, ведомый ушёл крутым пикированием...

В Июле 1943 года, когда на его счету было уже 315 боевых вылетов, Иван Кравцов был отправлен учиться на Курсы усовершенствования начальствующего состава ВМФ, где пробыл до Января 1944 года. Вскоре после возвращения в полк он был назначен командиром 2-й эскадрильи 3-го ГаИАП, где сменил Героя Советского Союза И. И. Цапова.

Иван Кравцов особенно отличился в воздушных боях весной - летом 1944 года. К тому времени он был уже настоящим асом, умеющим сражаться с любым противником, прекрасно знающим сильные и слабые стороны вражеских самолётов. Примером его боевой доблести могут служить следующие примеры.

Сразу же после окончания наступления войск Ленинградского фронта, в Марте 1944 года, вся наша авиация была перенацелена на морское направление. Используя каждый лётный день пилоты наносили удары по вражеским кораблям в Нарвском заливе и по ближайшим пунктам их стоянок. Горячие это были денёчки ! Так, 16 Июня наши лётчики совершили 800 боевых вылетов. Группа истребителей, ведомая Гвардии Старшим лейтенантом Кравцовым, прикрывая корабли, встретила 4 вражеских самолёта FW-190. В завязавшемся бою Кравцов и его ведомый Прасолов сбили по одному "Фоккеру", затем совместно - ещё один.

19 Июня 1944 года в воздушном бою северо - восточнее Лавенсаари встретились лётчики знаменитой немецкой истребительной эскадры JG 54 "Grunherz" и 3-го Гвардейского авиаполка. В напряжённом бою победу одержали балтийцы: по одному "Фокке - Вульфу" сбили Старшие лейтенанты Кравцов и Шестопалов. Немецкие пилоты, Хауптман Херберт Алоэ ( имевший 31 победу ) и унтер - офицер Эрих Кнобель, были признаны пропавшими без вести, хотя уже вечером 21 Июня стало ясно, что на авиабазу в Котку они не вернутся.

К концу вой ны, сражаясь под Ленинградом, в Прибалтике и Восточной Пруссии, заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан И. С. Кравцов совершил 375 успешных боевых вылетов на сопровождение и прикрытие баз, кораблей и самолётов Балтийского флота, проведя около 100 воздушных боёв, уничтожил 29 вражеских самолётов лично и 6 в составе группы.

В одном из его наградных листов 1944 года сказано:

"В проведённых воздушных боях демонстрирует высочайшее мастерство в технике пилотирования и воздушной стрельбе. Летая на Ла-5, полностью использует его тактические свойства, неоднократно в воздушных боях с численно превосходящим противником Кравцов на глазах всего лётного состава доказал, что Ла-5 превосходит германские самолёты. Всегда ищет врага и... навязывает ему бой".

В 1950 году Гвардии Майор И. С. Кравцов демобилизовался. Жил и работал в городе Геленджике Краснодарского края.

© БиоЗвёзд.Ру