Главная Войти О сайте

Йост Вондел

Йост Вондел

Выдающийся поэт и драматург Нидерландов
Пьесы яркого представителя Золотого века нидерландской литературы по-прежнему продолжают жить. Его эпос 'Иоанн Креститель' ('Joannes de Boetgezant'/'John the Baptist') 1692-го был назван величайшей нидерландской эпической поэмой.

Он продолжал писать пьесы вплоть до глубокой старости. Некоторые из его наиболее заметных работ, включая пьесы 'Люцифер' ('Lucifer') и 'Адам в изгнании' ('Adam in Ballingschap'), Вондел придумал после 1650-го, когда ему было уже 65 лет.

Йост ван ден Вондел (Joost van den Vondel) родился 17-го ноября 1587-го в Кёльне, Германия (Cologne, Germany). Ее родители были меннонитами с корнями из Антверпена (Antwerpian). Вероятно, из-за своих религиозных убеждений они бежали в Утрехт (Utrecht) и, в конце концов, поселились в терпимом Амстердаме (Amsterdam) в новообразованной Голландской республике (Dutch Republic).

В 23 года Йост женился на Мейкен де Вольф (Mayken de Wolff). Вместе у них было четверо детей, двое из которых умерли в очень юном возрасте. После смерти отца в 1608-м Вондел управлял магазином шелковых чулок 'Vondels' в Амстердаме. В то же время он начал учить латинский и познакомился с несколькими известными поэтами, включая Ремера Вишера (Roemer Visscher).

Около 1641-го Вондел перешел в католицизм, что стало большим ударом для большинства его соотечественников. До сих пор неясно, почему он стал католиком, хотя, вероятно, на это решение могла повлиять его любовь к даме-католичке. Его жена Мейкен де Вольф умерла в 1635-м.

Йост в ходе своей жизни превратился в одного из самых главных сторонников религиозной терпимости. Когда кальвинизм стал главной религиозной властью в республике, католицизм, анабаптизм и арминианизм были официально запрещены, хотя продолжающиеся богослужения в домах молитвы не подвергались преследованиям. Вондел написал много сатирической критики в адрес кальвинистов и превозносил пенсионария Олденбарневелта (Oldenbarnevelt).

Такие выпады в сочетание с его новой верой сделали Йоста весьма непопулярной фигурой в кальвинистских кругах. Йост Вондел умер 5-го февраля 1679-го, завоевав уважение многих поэтов.

Его драмы очень однообразны по своей структуре, во многом из-за предопределенности героев. Любовь вообще напрочь отсутствует – никаких страстей абсолютно, а все из-за того, что, по словам самого драматурга, любовь оскорбляет драму и возражает против законов справедливости. Зато в библейских драмах Йост неоднократно наталкивает на события своего времени. К примеру, в пьесе 'Пасха, или Освобождение детей Израилевых из Египта' ('Het Pascha ofte De verlossinge der kind'ren lsraels wt Egypten') он воспевает борьбу Нидерландов и Испании (Spain), используя выход еврейского народа из Египта (Egypt).

Довольно часто выдвигается предположение, что Джон Мильтон (John Milton) черпал свое вдохновение из 'Люцифера' и 'Адама в изгнании', чтобы написать свою христианскую эпопею 'Потерянный рай' ('Paradise Lost') 1667-го. В некотором отношении обе работы действительно имеют сходство: в центре внимания стоит Люцифер, схожи описания битвы на небесах между силами Люцифера и силами архангела Михаила (Michael) и, наконец, все заканчивается изгнанием Адама (Adam) и Евы (Eve) из рая.

Это сходство вполне объяснимо тем, что оба автора пользовались Библией и, возможно, трагедией 'Adamus exil' Гуго Гроция (Hugo Grotius). И хотя Мильтон изучал голландский язык с Роджером Уильямсом (Roger Williams), взамен обучая его ивриту, считается, что первый знал недостаточно, чтобы понять пьесы, а также на то время не существовало переведенных работ Вондела на английский. Ко всему прочему, обе работы отличаются по многим пунктам, в основном, в диалогах.

Большой парк в Амстердаме носит имя Йоста, заложившего основу современного литературного языка Нидерландов. В северной части парка возведена его статуя. С 1950-го по 1990-й на банкноте с пятью нидерландскими гульденами был изображен портрет Вондела.

© БиоЗвёзд.Ру