Главная Статьи Войти О сайте

Каpп Ковтун

Каpп Ковтун

Летчик-бомбардировщик, Герои национально - революционной войны в Испании

Имя: Каpп
Фамилия: Ковтун
Дата рождения: 15.05.1908
Гражданство: Россия

Родился в поселке Шаpко-Бакумовка Панинского pайона Воронежской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса. Батрачил. Затем был председателем сельсовета.

В РККА с 1930 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1933 г. окончил Луганскую военную школу летчиков им. Пролетариата Донбасса, а в 1934 г. - курсы командиров звеньев. Был командиром звена 109-й эскадрильи 36-й истребительной авиабригады.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 13.10.36 по 13.11.36 гг. Прибыл в Испанию на пароходе «Карл Лепин» в составе группы советских летчиков под командованием капитана Рычагова.

Командовал отрядом истребителей И-15 на Центральном фронте, прикрывал Мадрид от налетов авиации противника. В воздушных боях сбил 5 самолетов противника.

13.11.36 г. он погиб при отражении воздушного налета на Мадрид.

В этот день произошли самые ожесточенные бои в истории воздушной войны в Испании. Утром прокладывать дорогу своим войскам, ведущим бои в Мадриде, отправились 5 «юнкерсов» и 3 «ромео» под прикрытием 14 «фиатов». На перехват поднялись 16 И-15 во главе с Рычаговым… Советские летчики заявили о 6 сбитых истребителях, три из которых упали на республиканскую территорию… Противник заявил о победах над 6 «кертиссами». В действительности было сбито 2 И-15.

Вспоминает генерал-майор авиации Захаров: «У многих летчиков старшего поколения, которые учились летать без парашютов, выработался определенный стереотип: боязнь покинуть машину... Летчики… в любых обстоятельствах предпочитали самолет посадить, чем выброситься с парашютом. Тут, конечно, проявлялись и опыт, и разумный риск, и желание спасти самолет, но подсознательно действовал и этот самый стереотип: вне машины иной летчик чувствовал себя беспомощным. Даже в поврежденной машине ему находиться легче, безопаснее - так он считал... Некоторые с большим трудом привыкали к дополнительным ремням, лямкам - казалось, что ремни стесняют движения. Один из лучших летчиков эскадрильи Костя Ковтун надевал парашют, как он говорил, «для блезира»: карабин на груди не застегивал.

- Какой же смысл летать с парашютом и не застегивать карабин? - спросил я.

- Никакого - засмеялся Костя. Потом покосился по сторонам и доверительно сообщил: - И в парашюте никакого смысла. Учились без него, летали без него, и дальше так будем летать...

- Ну, а все-таки? - пристал я. - Все равно ты теперь обязан летать с парашютом. Так уж застегивай карабин!

- Пробовал, - отмахнулся Костя. – Сидишь, как связанный. Воздуха не хватает...

Костя был человек плотный, даже грузноватый - ему, может быть, лямки и в самом деле мешали, но главное, конечно, заключалось в другом. Надо было преодолеть себя, сбить, так сказать, динамический стереотип…

13 ноября над Мадридом была подожжена машина Кости Ковтуна. Вообще-то Ковтуна звали Карпом, но он не любил это имя, и, сколько я помню, товарищи всегда звали его Костей. Итак, при выходе из атаки на бомбардировщики наше звено было атаковано истребителями их прикрытия. Костина машина загорелась, и я перешел с места левого ведомого вправо, чтобы прикрыть его. Я видел, как целый и невредимый Костя вылез из кабины. Видел, как он прыгнул, открыл парашют. Видел, как его перевернуло вниз головой, и как он выскользнул из ножных лямок. Очевидно, летчик по привычке не застегнул на груди карабин. Пустой парашют ветер понес в сторону позиций мятежников. А живой еще Костя Ковтун падал на мадридскую мостовую. Я ходил за ним по спирали до самых крыш».

31.12.36 г. лейтенанту Ковтуну Карпу Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Похоронен в Испании на деревенском кладбище в 12 км от аэродрома Алькала-де-Энарес.

© БиоЗвёзд.Ру