Главная Статьи Войти О сайте

Клод Бальбатр

Клод Бальбатр

Французский композитор, органист и клавесинист

Имя: Клод
Фамилия: Бальбатр



Клод Бальбатр родился в 1724 году в Дижоне (Dijon). Хотя настоящая дата его рождения обсуждается до сих пор, большинство исследователей сходятся на том, что крестили младенца 8 декабря 1724 года в церкви Сен-Мишель де Дижон (Église Saint-Michel de Dijon). Отец будущего композитора, Бенинь Бальбатр (Bénigne Balbastre), был церковным органистом и имел от двух браков 18 детей; Клод родился во втором браке, с Мари Мийо (Marie Millot), и был 16-м из них - троих братьев также звали Клод. Крестным отцом Клода был мэтр Клод Фио (Claude Fyot), корректор в Счетной палате, а крестной матерью стала Пьеретта Тортошо (Pierrette Tortochaut), супруга королевского нотариуса. Первые уроки музыки дал Клоду его отец, затем он стал учеником Клода Рамо (Claude Rameau), младшего брата Жана-Филиппа Рамо (Jean-Philippe Rameau), самого знаменитого французского музыканта того времени и уроженца Дижона.

Жан-Филипп Рамо оказал Бальбатру протекцию, когда тот в 1750 году переехал в Париж (Paris), чтобы учиться у Пьера Феврье (Pierre Février) – позже он стал его преемником в качестве органиста в церкви Сен-Рош (Église Saint-Roch). Рамо помог Бальбатру обосноваться в городе, таким образом, молодой музыкант быстро и с наилучшей стороны предстал не только перед музыкальными кругами Парижа, но и высшим обществом, и сделал блестящую карьеру.

Он выступал до 1782 года в 'Concert Spirituel', стал органистом в Соборе Парижской Богоматери (Notre-Dame cathedral) и Королевской часовне (Chapelle Royale), занял должность клавесиниста при французском королевском дворе и даже обучал в игре на клавесине королеву Марию-Антуанетту (Marie-Antoinette). Кроме того, Бальбатр был органистом у Луи-Станисласа-Ксавье (Louis Stanislas Xavier), графа Прованского (Count of Provence), будущего короля Людовика XVIII (Louis XVIII).

Слава Бальбатра была настолько велика, что архиепископ Парижа вынужден был запретить ему играть в церкви Сен-Рош на некоторых службах, поскольку церковь всегда была переполнена, когда играл Бальбатр – толпа специально собиралась не столько на богослужение, сколько его послушать.

Чарльз Берни (Charles Burney), современник Бальбатра, английский композитор, органист и музыкальный историк, в воскресенье 17 июня 1770 года побывал на выступлениях своего французского коллеги и остался весьма впечатлен его мастерством. Затем англичанин посетил дом Бальбатра и отметил в своих записках, что тот владел очень красивым клавесином фирмы 'Ruckers' и очень большим органом, необходимым, чтобы не переставать практиковаться. Берни также сообщил, что Бальбатр поддерживал очень хорошие, дружеские отношения с другим выдающимся французским композитором Арманом-Луи Купереном (Armand-Louis Couperin).

2 января 1763 года в Сен-Рош состоялось венчание Бальбатра и Мари-Женевьев Оттетер (Marie-Geneviève Hotteterre), дочери композитора и флейтиста Жака Мартина Оттетера (Jacques Martin Hotteterre) из знаменитой семьи потомственных музыкантов. Овдовев, Бальбатр женился во второй раз на Мари-Антуанетте Буало (Marie-Antoinette Boileau), племяннице великого писателя. Венчание состоялось 17 ноября 1767 года в церкви Сен-Жермен-л'Осеруа (фр. L'ég lise Saint-Germain-l'Auxerrois). Мари-Антуанетта родила Бальбатру двоих детей, дочь Анну-Луизу (Anne-Louise) в 1773 году и сына Антуана-Клода (Antoine-Claude) в 1774-м.

Во время Французской революции близость Бальбатра к французской знати и королевскому двору могла чрезвычайно усложнить его жизнь, если не привести на гильотину, однако он с симпатией отнесся к новым политическим веяниям и играл на органе революционные гимны и песни, сохранив место органиста в Нотр-Дам, который в ту эпоху превратился в Храм Разума (Temple de la Raison). Между тем, со временем он потерял и официальную работу, и небольшую пенсию. Он умер, всеми забытый, в Париже, на улице Аржантёй (Rue d'Argenteuil), 20 флореаля 7-го года – иначе говоря, 9 мая 1799 года.

После себя Бальбатр оставил 14 органных концертов, сонаты, две коллекции пьес для клавесина, четыре рождественские песни для флейты и фортепиано и различные вариации революционных гимнов.

© БиоЗвёзд.Ру