Главная Войти О сайте

Леонид Леонидов

Леонид Леонидов

актер МХАТа
Дата рождения: 22.05.1873
Гражданство: Россия

Не окончив Ришельевской гимназии, увлёкся любительским театром; после двух лет военной службы провёл сезон в любительской труппе Городской народной аудитории (реж. Г.Матковский), игравшей преимущественно для рабочих. В это время принимает псевдоним Леонидов. В 1895 г., после неудачной попытки вступить в труппу Н.Соловцова, уезжает в Москву поступать в императорское театральное училище. Экзаменуется вместе с О.Книппер и М.Савицкой, в отличие от будущих актрис МХТ, поступает, но спустя год уходит из училища. В течение этого года (1895–1896) участвует в утренниках Малого театра, играет в выпускном спектакле училища "Лес" А.Островского (Милонов).

По возвращении в Одессу в 1896 г. поступает в труппу Н.Соловцова, которая выступает в Одессе и Киеве. Здесь Леонидов быстро занимает одно из ведущих мест; в первый сезон (1896–1897) играет роли поручика Чарусского ("Старый закал" А.Сумбатова), Мурзавецкого ("Волки и овцы" А.Островского), Молчалина ("Горе от ума" А.Грибоедова), Медведенко, а затем Треплева ("Чайка" А.Чехова), Вершинского ("Дикарка" А.Островского и Н.Соловьева), Хлестакова ("Ревизор" Н.Гоголя); в сезон 1897–1898 – Миловзорова ("Без вины виноватые" А.Островского), Боркина ("Иванов" А.Чехова), Морского ("Цена жизни" В.Немировича-Данченко), в сезон 1898–1899 – Вожеватова ("Бесприданница" А.Островского); в сезон 1899–1900 – Гани Иволгина и (в гастрольной поездке) князя Мышкина ("Идиот" по Ф.Достоевскому), князя Шаховского ("Царь Федор Иоаннович" А.К.Толстого); в сезон 1900–1901 – Раскольникова ("Преступление и наказание" по Ф.Достоевскому), Соленого (Три сестры А.Чехова).

Летом 1901 г. ролью Хлестакова Леонидов дебютирует в московском театре Ф.Корша (режиссёрскую работу в труппе вёл в эти годы Н.Синельников). За два сезона службы у Корша Леонидов успевает сыграть Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты" А.Островского, 1901), Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы" по Ф.Достоевскому, 1902), Дульчина ("Последняя жертва"Леонид Леонидов в роли Дмитрия Карамазова в спектакле "Братья Карамазовы" А.Островского, 1902), Чацкого ("Горе от ума" А.Грибоедова, 1902), роль Константина в "Детях Ванюшина" С.Найдёнова (спектакль, ставший значительным событием московского театрального сезона 1901–1902) сделала его знаменитым.

По приглашению В.Немировича-Данченко Леонидов вступает в Московский Художественный театр 18 февраля 1903 г., где прослужит 38 лет (до конца жизни). Историк театра П.Марков пишет, что Леонидов в МХТ "стал актёром большого масштаба, но немногих ролей". Всего в МХТ Леонидов сыграл 33 роли, среди них всего несколько поистине трагических образов – Митя Карамазов ("Братья Карамазовы" Достоевского, реж. 1910), Пер Гюнт ("Пер Гюнт" Ибсена, 1912), Пугачёв ("Пугачёвщина" К.Тренёва, 1925), но и в других героях для него были важны ощущение неустойчивости и непрочности жизни, острая, гнетущая тоска, сознание собственной обречённости: Кассий ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1903), Васька Пепел ("На дне" М.Горького, 1903, дебют Леонидова в МХТ), Лопахин ("Вишнёвый сад" А.Чехова, 1904), Солёный ("Три сестры" А.Чехова, 1901, Леонидов ввёлся в спектакль в 1906 г.). Отсвет трагических тем возникал и в сатирических ролях – Пазухин ("Смерть Пазухина" М.Салтыков-Щедрин, 1914), Плюшкин ("Мёртвые души" М. Булгакова по Н.Гоголю, 1932).

"Характерные" роли Леонидов играл размашисто, с жёсткой, подчас жестокой иронией: Боркин ("Иванов" Чехова, 1904), Скалозуб ("Горе от ума" Грибоедова, 1906), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор" Гоголя, 1908), Карстен Иервен ("У царских врат" Гамсуна, 1909), Городулин ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского, 1910), Блуменшен ("У жизни в лапах" Гамсуна, 1911), Тропачёв ("Нахлебник" И.Тургенева, 1912).

По отзывам немногих свидетелей репетиций Леонидова, он был гениален в роли Отелло, работа над которой началась в 1926 г. и с перерывами продолжалась до премьеры в 1930 г. На первых спектаклях возобновилась преследовавшая Леонидова боязнь зрителя и пространства, а потому играл он неровно и лишь иногда "превосходно, забирая публику в руки". Спектакль прошел всего 10 раз.

Несчастливую судьбу имел и спектакль "Каин" Дж.Г.Байрона (1920), с Леонидовым в заглавной роли: спектакль прошёл 8 раз. В числе поздних созданий Леонидова – профессор Бородин ("Страх" А.Афиногенова, 1931), Егор Булычёв ("Егор Булычёв" Горького, 1934).

Станиславский считал Леонидова "единственным русским трагическим актёром". Сам Леонидов называл себя "трагиком в пиджаке". Через всю жизнь он пронёс мечту сыграть Гамлета и даже начинал репетировать его одновременно с Качаловым в 1911 г., но был отстранён от репетиций, чтобы сократить сроки подготовки к премьере (предполагалось ввести его в спектакль Леонид Леонидов в роли Плюшкина в спектакле "Мёртвые души" позднее).

Леонидов пробовал себя в режиссуре: в 1916–1917 гг. репетировал в 1-й Студии "Флорентийскую трагедию" О.Уайльда (спектакль не вышел); поставил во МХАТе "Землю" Н.Вирты (1937, совместная постановка с Н.Горчаковым) и "Достигаева и других" Горького (1938, совместная постановка с И.Раевским), участвовал в репетициях "Кремлёвских курантов" Н.Погодина (спектакль был выпущен В.Немировичем-Данченко в 1942 г., уже после смерти Леонидова).

В разные годы Леонидов занимал ответственные должности в Художественном театре: заведующий труппой и репертуаром (1921–1922), заместитель директора театра (1927–1928), состоял в Совете (1932, совместно с В.Качаловым и И.Москвиным), управлявшем театром во время отсутствия руководителей, с 1939 г. входил в Художественный совет МХАТ под председательством В.Немировича-Данченко.

В кино в Леонид Леонидов снимался с 1918 года, первая роль - шпион в фильме "Ток любви". Среди ролей – Иван Грозный ("Крылья холопа", реж. Ю.Тарич, 1926), профессор Кочубей ("В город входить нельзя", реж. Ю.Желябужский, 1929), Гобсек ("Гобсек", реж. К.Эггерт, 1936).

В последние годы жизни Леонидов преподавал в ГИТИСе актёрское мастерство (с 1935 г. – декан актёрского факультета, с 1939 г. – художественный руководитель института; доктор искусствоведения, профессор). Один из его актёрских курсов стал в 1939 г. самостоятельным театром в Гомеле.

Опубликовал множество статей и заметок, посвящённых театральному образованию, драматургии и событиям общественной жизни.

Умер 6 августа 1941 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованные материалы:

Энциклопедия "Кругосвет"

Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия

Фотографии из Большой Советской Энциклопедии и из архива автора.

© БиоЗвёзд.Ру