Главная Войти О сайте

Леонид Мозговой

Леонид Мозговой

актер
Дата рождения: 17.04.1941
Гражданство: Россия

- Ваша первая встреча с Сокуровым в кино, можно сказать, была знаковой.

- Это был фильм "Камень" по Чехову. Сокуров пришёл, три часа мы говорили о жизни, о театре, о кино, но уже через пять минут я понял, что он меня берёт. Я трезвомыслящий человек, но почувствовал, что у нас с режиссёром возник какой-то мистический контакт.

- И что вы почувствовали, когда поняли, что Сокуров вас "берёт"?

- Для меня кино было всем. Я безуспешно поступал во ВГИК, потом уехал в Ленинград и поступил на курс к потрясающему педагогу Борису Вольфовичу Зону. Мы стали его последним курсом, а среди его учеников - Кадочников, Алиса Фрейндлих, Виторган... Впрочем, у нас тоже курс сильный был: Лев Додин, Наталья Тенякова. Мне сейчас предлагают преподавать. Если я соглашусь, главное, что возьму от своего учителя, это уважительное отношение к личности актёра, человека, умение "вытащить" из него то, что заложено...

- В фильмах Сокурова вы играли Чехова, Гитлера, Ленина. Как вы относитесь к своим столь разным персонажам?

- Первый документальный фильм, который я видел ещё мальчишкой, был фильм о фашизме. Там в одном эпизоде эсэсовцы вводят младенцу яд. Я постарался это забыть, такое нельзя помнить. А в сценарии "Молоха" выведен не монстр, а человек. По воспоминаниям Ольги Чеховой, которая в своё время эмигрировала в Германию и стала там кинозвездой, в Гитлере сосуществовали два человека: один - закомплексованный, провинциальный, воспитанный (секретарша рассказывала - не было случая, чтобы он не пропустил вперёд женщину), и совершенно другой, тот, который выходил на трибуну. Ведь Гитлер брал уроки актёрского мастерства (сохранились фотографии), сотни раз отрабатывал перед зеркалом позы и мимику. Политики вообще всегда играют.

- То есть вы играли человека, а не политика.

- Сокуров задумал тетралогию - четыре фильма: "Молох", "Телец", "Хирохито" (это японский император, который подписал акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года). Четвёртый фильм, наверное, будет по "Фаусту" - о власти вообще. Ведь по первому образованию Сокуров - историк, и его интересует эта тема.

- Но неужели надо показывать Гитлера и Ленина снова и снова?

- Надо. Эрик Фроу, знаменитый психоаналитик, говорит: "Пока мы не поймём Гитлера как человека, мы не поймём сути фашизма". А посмотрите, что творится вокруг! Терроризм - тот же фашизм! И Сокуров предупреждает: "Думайте, кого вы выбираете! Ведь Гитлера избрала цивилизованная страна законным путём!" Но вообще-то я не хочу об этом говорить - я не политик, а актёр. Моё дело играть.

- По поводу "дедушки Ленина" у нас тоже долгие годы существовало одно, чётко сформированное мнение: идеал, "матёрый человечище", а потом мы узнали, что на самом деле всё было не так...

- ...И начались издевательства - двойники, карикатуры. А Сокуров, безусловно снижая образ Ленина, не унижает его. Ни как личность, ни как политика. Мы показывали трагедию умирающего человека, который осознал, что натворил, - ведь все жертвы были санкционированы им! "Телец" стал и моим покаянием, ведь мы все "творили кумира". Вождя мирового пролетариата играли многие замечательные актёры (кстати, перед съёмками Сокуров сказал мне: "Никаких фильмов не смотреть!"), и я помнил Ленина в исполнении Смоктуновского, Каюрова, Ульянова, но в "Тельце" надо было играть совсем другое. Сокуров показал вождя "раздетым" - абсолютно голым. Для меня эта роль всё равно что Гамлет.

- Вы сказали, что не хотели бы говорить о политике. Она вас не касается?

- В детстве я был очень активным школьником, пионервожатым, занимался общественной работой, а вот когда два раза не поступил во ВГИК, понял, что заниматься лучше всё-таки профессией, и с тех пор не лез ни в какие общественные организации. А после перестройки понял, что я - частный человек. Нас насильно делали общественными, может быть, поэтому сейчас я - актёр-одиночка. У меня пятнадцать моноспектаклей, я не люблю огромные залы (хотя когда ра ботал в Театре музкомедии, приходилось выступать и на стадионе). Моноспектакль "Сон смешного человека" играю в настоящей мансарде, где помещаются всего двадцать человек. Мне кажется, сейчас возрождается искусство слова, а оно, как известно, сеет вечное...

- Когда-то вы говорили, что в ваших моноспектаклях присутствует импровизация. А Сокуров давал вам возможность импровизировать в кино?

- Да. В "Тельце" есть такой эпизод: Ленину стригут ногти, а Крупская перегибается через него и наступает ему на больную ногу! Он переворачивается и вскрикивает: "А-а! Корова!" Вот эту "корову" я придумал.

- Почему-то кажется, что и вы, и Сокуров - люди верующие. Это так?

- Думаю, что Сокуров - человек глубоко религиозный. Я - нет. В церковь не хожу. Мы работаем в миру, работаем в меру своих сил, и всё, что нравственно, тоже направлено "туда". А восстанавливать сейчас догмы - по-моему, не нужно.

© БиоЗвёзд.Ру