Главная Войти О сайте

Леонид Рыбкин

Леонид Рыбкин

Летчик-истребитель
Гражданство: Россия

Летчик - истребитель. Родился в 1912 году. Служил в 119-й истребительной авиационной эскадрилье 95-й истребительной авиабригады Закавказского военного округа. Участник боёв в Испании с 31 Мая по 18 Октября 1937 года. Воевал в составе 1-й истребительной эскадрильи. Летая на биплане И-15, одержал несколько побед. Награждён орденами Ленина ( 2 Марта 1938 года ) и Красного Знамени ( 28 Октября 1937 года ). Дважды Герой Советского Союза А. Е. Боровых в своей книге "Надёжный щит Родины" пишет:

"Храбро сражались в небе Испании наши лётчики. С каждым вылетом увеличивался их боевой счёт. Истребителям часто приходилось сопровождать свои бомбардировщики за линию фронта. В одном из таких полётов завязался бой с превосходящими по численности силами противника. Первым открыл счёт сбитым в этом бою самолётов лётчик Л. Г. Рыбкин. Преследуя врага, он так неотступно преследовал его, что заставил врезаться в землю. Однако и сам вскоре оказался в чрезвычайно затруднительном положении. Со стороны солнца на него шли 4 итальянских "Фиата", уклониться от которых было невозможно. И хотя горючее и патроны были у него на исходе, Рыбкин смело вступил в неравный бой.

Обладая высокой техникой пилотирования, он искусно маневрировал, вёл меткий прицельный огонь, и противник, боясь напороться на его очереди, попытался зажать нашего лётчика в клещи и вынудить сесть. Но при очередном маневре два из "Фиатов" столкнулись в воздухе, и рухнули на землю. Двух оставшихся Рыбкин обратил в бегство. Лётчики эскадрильи, приземлившись на своём аэродроме, с тревогой ожидали возвращения товарища. Спустя некоторое время произвёл посадку и Рыбкин. В баках его самолёта почти не оставалось горючего".

В одном из последующих боёв Леонид Рыбкин был ранен, после лечения вновь сражается с врагами. Вскоре, от огромного напряжения физических сил, у него резко ухудшилось зрение. Лётчик опять попал в госпиталь. 18 Октября 1937 года, после долгого лечения, Леонид Рыбкин вернулся в Советский Союз.

С началом Великой Отечественной войны вновь на фронте. В боях за Москву, Майор Л. Г. Рыбкин командовал 34-м истребительным авиационным полком ПВО. Этот полк одним из первых получил новые истребители МиГ-3 и 1 Мая 1941 года участвовал в воздушном параде над Красной Площадью. Вспоминает известный лётчик - испытатель, Герой Советского Союза Пётр Михайлович Стефановский:

"34-й авиаполк, оснащённый истребителями МиГ-3, дислоцировался на южной окраине ныне широко известного Внуковского аэродрома. Полком командовал Майор Л. Г. Рыбкин. Этот полк являлся, несомненно, одним из передовых в Западном секторе ПВО столицы и располагал опытным лётно - техническим и руководящим составом. Многие его лётчики проявили себя неустрашимыми воздушными бойцами. Так, заместитель командира эскадрильи Лейтенант Сергей Иванович Платов имел к середине 1942 года сбитых лично и групповых боях 12 немецких самолётов. Командир звена Лейтенант Сергей Дмитриевич Байков уничтожил 9, а командир звена Лейтенант Николай Егорович Тараканчиков - 10 самолётов противника.

В 34-м полку меня всегда восхищало мастерство лётного состава, отлично овладевшего новым, сравнительно сложным в пилотировании самолётом. Лётчики уверенно сажали его ночью на узкую 30-метровую рулёжную бетонированную полосу Внуковского аэродрома, без освещения прожекторами, без посадочных огней, с одной только самолётной фарой. А грунт по сторонам от бетонки был мокрым, раскисшым. Это исключало всякую возможность скатывания на обочину.

И вот что ещё интересно. В целях маскировки аэродрома от немецких ночных охотников - "Мессершмиттов-110" командир полка установил около места приземления самолётов подвижную стрелу из крошечных фонариков - для ёлочных украшений. Именно стрелу, а не принятый в авиации посадочный знак "Т". Услышав гул своего самолёта Майор Л. Г. Рыбкин выходил из землянки командного пункта и карманным фонариком давал финишеру сигнал - включить на 30 - 40 секунд стрелу.

Этот слабый и столь оригинальный световой сигнал одновременно служил пилоту разрешением заходить на посадку, указателем направления ветра и предварительным ориентиром для выполнения расчёта. Ночные посадки проходили без происшествий. Место стоянки ни разу не подверглось неприятельской бомбёжке..."

Выполняя задачи по прикрытию войск Западного фронта, железнодорожных перевозок и отражению налётов вражеской авиации на Москву, лётчикам приходилось нередко совершать по 5 - 6 боевых вылетов в день.

Зачастую воздушные бои не прекращались в течение всего светлого времени суток и при плохих метеоусловиях. Так, пилоты 34-го истребительного авиаполка отличились и в длительном сражении, развернувшемся над Минским шоссе, 22 Октября 1941 года.

Утро в тот день было хмурым и суровым. Тяжёлые свинцовые облака казались неподвижными. Шёл мелкий осенний дождь. Однако в этот день лётчики полка совершили 59 боевых вылетов, провели 24 воздушных боя и доложили о 12 победах, потеряв один МиГ-3. Ни один самолёт противника не был допущен к Москве. Три групповые победы одержал в те дни Старший лейтенант Н. И. Александров - будущий командир этого полка.

И в последующем 34-й ИАП продолжал активно участвовать в обороне столицы. За первую половину Ноября он совершил 410 боевых вылетов, провёл 24 воздушных боя, в результате которых повредил и уничтожил 13 самолётов, штурмовыми ударами рассеял немало пехоты противника. До Декабря 1941 года лётчики полка произвели 3427 боевых вылетов, из них 299 ночью. За это время они сбили 60 вражеских самолётов. За боевые успехи 17 авиаторов удостоились высоких правительственных наград.

За умелое руководство личным составом полка в период оборонительных боёв за Москву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Октября 1941 года Майор Л. Г. Рыбкин был награждён орденом Красного Знамени.

В начале Декабря 1942 года из частей ВВС Северо - Кавказского военного округа началось формирование 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Эта дивизия, командиром которой был назначен Полковник Л. Г. Рыбкин, находилась в оперативном подчинении командующего Ростовским ( Грозненским ) дивизионным районом ПВО. Уже в Феврале 1943 года части дивизии выполняли задачи по прикрытию железнодорожных узлов и магистралей, а также мостов и переправ через Дон у Ростова и через Кубань у Краснодара.

* * *

Руководимая Л. Г. Рыбкиным 105-я ИАД ПВО отлично зарекомендовала себя, участвуя в гигантской битве в небе Кубани. В это время войска Северо - Кавказского фронта проводили наступательные операции по освобождению Таманского полуострова.

Для создания подавляющего превосходства в воздухе немецкое командование сосредоточило на Кубани основные силы 4-го Воздушного флота, который насчитывал около 1500 самолётов, то есть больше половины всей авиации противника, действовавшей в это время на советско - германском фронте.

Весной на Кубани развернулась напряжённая борьба за господство в воздухе. В этой борьбе значительную роль сыграли части Ростовского района ПВО и 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО Полковника Л. Г. Рыбкина.

Эти соединения обороняли от налётов немецкой авиации тыловые коммуникации Южного и Северо - Кавказского фронтов и промышленные объекты Северного Кавказа. Всего за год на территории Ростовского района ПВО отмечалось 4597 самолёто - полётов авиации противника. Наибольшая активность её наблюдалась в Марте - Мае. На эти месяцы приходилось около 2700 самолёто - полётов. Особенно ожесточённым налётам подвергались железнодорожные узлы Батайск и Ростов.

В течение Марта противник произвёл на Батайск 10 массированных дневных налётов, в которых в общей сложности участвовало до 900 самолётов. Стремление врага во что бы то ни стало разрушить этот железнодорожный узел объяснялось тем, что он являлся конечной выгрузочной станцией, питавшей войска левого крыла Южного фронта.

На противовоздушной обороне Батайска весной находились ограниченные силы зенитной артиллерии. Поэтому вся тяжесть отражения налётов вражеской авиации легла на 105-ю ИАД ПВО, которая имела в своём составе 45 боевых экипажей. Лётчикам дивизии во взаимодействии с фронтовой авиацией и зенитной артиллерией ПВО удалось отразить эти налёты. Однако до 25 Марта вследствие близости линии фронта и отсутствия своевременного оповещения наши истребители опаздывали с подъёмом и встречали самолёты противника уже над объектом.

25 Марта начала работать приданная дивизии радиолокационная станция ВНОС. С этого времени оповещение частей 105-й ИАД резко улучшилось. Лётчики получили возможность встречать авиацию противника на подступах к объектам. Успешное использование данных радиолокационной станции значительно повысило эффективность боевой работы истребителей. Только 27 Марта, отражая очередной налёт на Батайск, лётчики дивизии сбили 13 самолётов. Всего за Март истребительная авиация ПВО уничтожила на подступах к Батайску 33, а зенитчики района 18 самолётов противника.

В боях лётный состав дивизии показал образцы мужества и стойкости. Так, 25 Марта, отражая налёт 150 вражеских самолётов на Батайск, лётчики 234-го ИАП ПВО Капитаны Я. И. Верников и Н. К. Дураков смело вступили в бой с 5 истребителями противника и сбили 4 из них [ к концу войны Яков Ильич Верников уничтожил 16 вражеских самолётов лично и 1 в группе, стал Героем Советского Союза. Николай Константинович Дураков закончил войну имея 12 личных и 2 групповые победы ].

27 Марта 5 истребителей И-16 из 266-го ИАП ПВО, ведомые Майором А. А. Гончаренко, встретили на подступах к Батайску 9 бомбардировщиков и иступили с ними в бой. Первую атаку они произвели на встречных курсах. Все истребители по команде ведущего выпустили реактивные снаряды, которые разорвались перед боевым порядком бомбардировщиков. Бомбардировщики, не дойдя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и стали уходить обратно. Наши лётчики, преследуя их, произвели несколько атак и сбили 3 самолёта. В бою отличился Сстарший лейтенант М. Д. Быков, сбивший 2 самолёта [ войну Михаил Дмитриевич Быков закончил имея на счету 9 личных побед ].

Особенно ожесточённые бои по отражению массированных налётов немецкой авиации Войска ПВО страны вели в Мае. Так, утром 9 Мая более 160 бомбардировщиков под прикрытием 70 истребителей произвели налёт на Батайск. Бомбардировщики шли тремя эшелонами, состоявшими из нескольких групп каждый. Радиолокационная станция обнаружила первый эшелон в районе северо - западнее Таганрога. В этом районе бомбардировщики на некоторое время задержались, ожидая истребителей прикрытия.

Задержка противника в районе северо - западнее Таганрога ввела в заблуждение командование 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Оно решило, что противник будет действовать по нашему переднему краю. Поэтому подъём истребителей в воздух начался с опозданием, когда определилось движение бомбардировщиков в сторону Батайска.

Наши лётчики проявили большую настойчивость и отвагу в бою, взаимную выручку и поддержку. Однако командир дивизии, неправильно оценив обстановку, поднял истребители с запозданием и ввёл их в бой небольшими группами. Это привело к тому, что значительная часть бомбардировщиков проникла к объекту. Прикрывающей группы истребителей выделено не было, поэтому значительная часть наших истребителей оказалась в ходе боя связанной истребителями противника.

Как и в предыдущих боях, только первая атака наших истребителей была групповой, а затем бой распадался на бой пар и одиночек, действовавших самостоятельно. Атаки велись не только на подступах к железнодорожному узлу Батайска, но и непосредственно над городом, вследствие чего действия зенитной артиллерии оказались связанными.

Отражая налёт 9 Мая, лётчики 105-й ИАД ПВО произвели 93 самолёто - вылета и сбили 40 самолётов ( 35 бомбардировщиков и 5 истребителей ). При этом, отличился Майор А. А. Гончаренко, сделавший за день 3 боевых вылета и сбивший 3 самолёта [ Александр Андреевич Гончаренко закончил войну с 7 личными и 2 групповыми победами ]. Лейтенант А. Е. Санников, Капитан Г. И. Садовкин, Старший лейтенант Ф. И. Перепелица [ к концу войны Фёдор Иванович Перепелица имел 5 личных и 7 групповых побед ] уничтожили в этот день по 2 самолёта противника. Зенитная артиллерия в этом бою сбила только 3 самолёта.

Понеся большие потери в дневных налётах и не добившись успеха, немецкая авиация 11 Мая произвела ночной налёт на Батайск силами до 150 бомбардировщиков. Однако интенсивный огонь зенитной артиллерии и действия наших истребителей заставили немецких лётчиков беспорядочно сбросить бомбы, и ущерб, причинённый бомбардировкой железнодорожному узлу, оказался незначительным. При отражении этого налёта успешно действовал Капитан А. А. Аверьянов, уничтоживший в ночном бою 2 бомбардировщика [ Александр Александрович Аверьянов имел к концу войны 5 личных побед ].

24 Мая противник произвёл последний массированный налёт на Батайск, в котором участвовало до 70 бомбардировщиков и 20 истребителей. На этот раз бомбардировщики шли двумя эшелонами с северо - западного и юго - западного направлений. Разрыв по времени между эшелонами составлял 15 - 20 минут. Первый эшелон противника был обнаружен в 7 часов 39 минут.

Командир 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО Полковник Л. Г. Рыбкин имел в своём распоряжении 44 истребителя. Он решил нанести удар всеми силами сначала по первому эшелону, а затем по второму. В ударную группу он выделил 33 истребителя, в прикрывающую - 7 истребителей и в группу поддержки - 4 истребителя. В результате боя 24 Мая наши истребители сбили 11 и подбили 13 самолётов.

Этот бой показал, что командир дивизии, учтя ошибки, допущенные 9 Мая, действовал решительно, обеспочил твёрдое управление истребителями, о чём свидетельствует умелое перенацеливание их в воздухе. Лётчики действовали грамотно, не увлекались преследованием подбитых и уходящих самолётов противника, настойчиво стремились решить главную задачу - не допустить бомбардировки объекта.

В последующие месяцы немецкая авиация большой активности в границах Ростовского района ПВО не проявляла.

Таким образом, части Ростовского района ПВО и 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО успешно отразили все налёты авиации противника на железнодорожный узел Батайск. Основную роль в этих боях сыграла истребительная авиация, на долю которой приходится свыше 80% всех сбитых самолётов. При защите Батайска лётчики ПВО приобрели большой опыт ведения групповых воздушных боёв. Типичным воздушным боем стал такой, когда истребители производили всей группой атаку плотного боевого порядка бомбардировщиков, достигая тем самым нарушения их боевого порядка и возможности дальнейших атак отдельных бомбардировщиков и небольш их групп.

За время своего существования лётчиками дивизии было произведено 9345 самолёто - вылетов, сбито в воздушных боях 248 и уничтожено на аэродромах 16 самолётов противника. Кроме того, во время нанесения штурмовых ударов уничтожено 7 танков, 8 бронемашин, 28 автомашин, много другой техники и живой силы врага.

В Июне 1943 года 105-я авиационная дивизия ПВО была преобразована в 10-й истребительный авиационный Ростовский корпус ПВО. Его командующим был назначен Полковник Л. Г. Рыбкин, ставший вскоре Генерал - Майором авиации.

Войну части корпуса закончили в полосе действия 1-го Украинского фронта, одержав ещё много побед. Так, 18 Сентября 1944 года парой лётчиков 182-го авиаполка, в районе Броды, был перехвачен и уничтожен высотный самолет - разведчик.

Сведений о послевоенной деятельности Л. Г. Рыбкина, к сожалению, пока нет. Известно лишь, что службу он закончил в звании Генерал - Лейтенанта авиации.

© БиоЗвёзд.Ру