Главная Войти О сайте

Лидия Мастеркова

Лидия Мастеркова

русская художница-абстракционистка, участница "Лианозовской группы"
Гражданство: Россия

Если учесть, что многие работы Л. Мастерковой, особенно поздние, практически неизвестны широкому зрителю, да и профессионалы тоже знают ее творчество, в основном, по произведениям 60-70-х годов, показ ее работ на «АРТ-МАНЕЖЕ» представляется настоящей сенсацией.

Галерея «Кино» в лице директоров-кураторов П. Лобачевской и Е. Юреневой как бы заново «открывает» искусство Лидии Мастерковой, демонстрируя лишь небольшую часть наследия автора.

Лидия Мастеркова - яркая, незаурядная личность, глубоко одаренная натура. С детства она страстно любила театр, музыку, поэзию, пела, брала уроки драматического искусства у самого К.Станиславского. Эти увлечения всецело поддерживали и разделяли ее родители, о которых художница хранит светлую память.

Интерес к занятиям живописью возник в сер. 40-х годов. В 1943 г. в Москве на Чудовке открылась художественная школа, и первым педагогом начинающей художницы стал Михаил Перуцкий, который входил в объединение «НОЖ» («Новое общество живописи») и много сделал для становления творческой личности Мастерковой. В 1946 г. открылось Московское городское художественное училище под руководством Нины Кофман, которое просуществовало недолго: в 1950 году оно было закрыто за «левый уклон».

Период ученичества и последующие годы были временем познания, обретения собственного лица. Особый импульс творчества получила она в атмосфере выставки 6 Всемирного фестиваля молодежи, устроенной в Москве летом 1957 г. Здесь открылась панорама невиданных до сего времени возможностей живописного выражения.

В те годы Мастеркова прошла искус самых разных увлечений - от Сезанна и новой французской живописи до Эль Греко, от Эль Греко - к абстрактной форме.. Даже сейчас, будучи опытным и зрелым мастером, художница откровенно, почти ученически, восхищается творениями великих мастеров прошлого - Рембрандта, Леонардо до Винчи. Но превыше всего почитает она искусство Дионисия, которое глубоко запало в душу и до сих пор сохраняет значение непревзойденного образца. «Важно, чтобы произведение захватывало своим исполнением, глубиной чувств, даже некоторой тайной, которая манит еще больше. Важно, чтобы в произведении жила душа художника», - таково одно из суждений автора об искусстве.

В конце 50-х годов Л. Мастеркова начала разрабатывать собственный нефигуративный стиль, создавать произведения в новой манере абстрактного экспрессионизма. В числе первых в среде московского «андеграунда» она последовательно работала с чистой абстракцией, была членом «лианозовской группы».

В Лианозово тогда стягивались подпольные художники и поэты, все те, кто хотел быть приобщен к миру «другого искусства». Вместе с Лидией Мастерковой туда входили Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Николай Вечтомов. В это время Мастеркова делает коллажи, применяя старые ткани, кружево, парчу, находя это в заброшенных храмах. Ей казалось, что эти вещи пропитаны мистикой веков.

В конце 60-х- н. 70-х годов Мастеркова сделала еще один шаг в сторону создания произведений с преобладанием четкого конструктивного начала. Она экспериментирует также с тканевыми коллажами, проявляя интерес к рельефному изображению, образуемому коллажной поверхностью. Это было время, когда творческая зрелость совпала со зрелостью теоретической. Художницу всегда отличала чистота и последовательность принципов, она не терпела никакой двойственности, компромиссов.

Л. Мастеркова любит работать циклами, сериями. К числу наиболее известных и значительных относятся такие как «Планеты» (1976 г.), «Триптихи» и многочисленные «Композиции», которые художница часто посвящает какому-то конкретному лицу. Серия «Метеориты» (1981-82 гг.), представляющая инсталляцию большого размера, во всю стену, состояла из 9 композиций, скомпонованных по 3, и производила очень сильное впечатление.

Художница часто прибегает к форме круга, будто решает задачи на равновесие и завершенность пластической формы. «Плоскость картины - это ограниченное пространство, в котором я выстраиваю свой мир», - говорит она. Выполненные на бумаге, эти изображения создают ощущение космичности, они загадочны и полны мистической силы. Порой кажется, что так могут выглядеть снимки неведомых планет, сделанные из далекого космоса. Характер рисунков в этих композициях очень своеобразен. Тушь по мокрому создает впечатление живой вибрирующей поверхности, обладающей почти осязаемым эффектом.

Лидия Мастеркова рано начала участвовать в художественных выставках. Ее первая персональная выставка состоялась в 1961 г.. в доме искусствоведа И. Цирлина. Она была участницей нашумевших выставок - выставки 1967 г. в клубе на шоссе Энтузиастов, которая была закрыта через два часа после вернисажа и знаменитой «бульдозерной» выставки под открытым небом в лесопарке «Измайлово» в 1974 г.

В 1975 г., как уже было сказано, Мастеркова вместе с сыном уезжает в Париж. Она выбрала для себя путь личной независимости как непременное условие творчества. Желание отдать себя искусству без остатка, работать одержимо, увлеченно, самоотверженно стало смыслом всей ее жизни.

«Порой трудно р азобраться, почему идешь таким путем и не иначе. Художник одинок в своих устремлениях. И часто он совершает подвиг, и никакие силы, кроме оков, не смогут остановить в нем этого устремления», - эти слова звучат как кредо всей жизни автора, а оно - в вечном служении Искусству.

В настоящее время Лидия Алексеевна живет в живописной деревне Сан-Лоран в 300 км от Парижа, заботясь о своих многочисленных домашних животных. В то же время она продолжает интенсивно работать, делая, в основном, графические серии в технике коллажа.

Работы Лидии Мастерковой многократно эсконировались как в нашей стране, так и во многих странах мира - Италии, Франции, США, Германии, Польше, Австрии, Швейцарии. Они являются собственностью крупных отечественных и зарубежных музеев, галерей ,частных коллекций - Государственной Третьяковской галереи, Музея современного искусства (США),Zimmerli Art Museum (США ), коллекций Дины Верни, Нортона Доджа и др.

© БиоЗвёзд.Ру