|
Лукино ВисконтиИтальянский режиссер театра и кино, один из основоположников неореализма |
Лукино Висконти родился 2 ноября 1906 года в Милане. Его отец был аристократом, миланским герцогом Висконти ди Модроне, потомком правителей Милана, любителем искусства и одним из покровителей театра Ла Скала (La Scala). Мать — дочерью богатого промышленника. В юности Лукино увлекался оперой и лошадьми. В конце 1930-х годов уехал в Париж, где стал ассистентом режиссёра Жана Ренуара.
В годы второй мировой войны Висконти сблизился с итальянскими коммунистами, помогал Сопротивлению, был арестован по подозрению к организации антифашисткого заговора. В 1943 году на собственные средства и средства компартии Италии, снял свой первый полнометражный фильм «Одержимость» по роману Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». По словам самого режиссера, чтобы снять этот фильм, он продал драгоценности, доставшиеся ему от матери. Симпатии к коммунистической партии и «левые убеждения» Висконти сохранил до конца жизни.
Следующий полнометражный художественный фильм — «Земля дрожит» — был снят на Сицилии с участием непрофессиональных актёров и произвёл настоящий фурор в Италии. Предполагалось, что он станет первой частью трилогии о рабочем классе. Трилогия никогда так и не была закончена.
В дальнейшем Висконти уделял внимание как современным сюжетам («Самая красивая», 1951, «Рокко и его братья», 1960, «Туманные звёзды большой медведицы», 1965, «Семейный портрет в интерьере», 1974), так и экранизациям классики («Белые ночи» по повести Ф. М. Достоевского, 1957, «Леопард» по роману Джузеппе Томази ди Лампедуза, 1963). За последнего Висконти получает «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1963 года.
Наиболее значительным кинопроизведением являются фильмы «германской трилогии»: в 1969 — «Гибель богов», в 1971 — «Смерть в Венеции», в 1972 году — «Людвиг». Режиссёр, сам открытый гей [1] один из первых затронул тему однополой любви. Предполагалось, что трилогия перерастёт в тетралогию, четвёртой частью которой должна была стать экранизация «Волшебной горы» Томаса Манна. Однако инсульт, перенесенный на съёмках «Людвига», помешал осуществить планы. В 1976 году Висконти снял последнюю свою картину «Невинный» по роману Габриэле д’Аннуцио.
Лукино Висконти умер 17 марта 1976 года в Риме от сильнейшей простуды.
1943 — Одержимость / Ossessione
1945 — Дни славы / Giorni di gloria
1948 — Земля дрожит / La terra trema
1951 — Заметки о происшествии / Appunti su un fatto di cronaca
1951 — Самая красивая / Bellissima
1953 — Мы — женщины (эпизод «Анна Маньяни») / Anna Magnani episodio di Siamo Donne
1954 — Чувство / Senso
1956 — Белые ночи / Le notti bianche
1960 — Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli
1961 — Боккаччо-70 (эпизод «Работа») / Il lavoro episodio di Boccaccio’70
1962 — Леопард / Il Gattopardo
1965 — Туманные звёзды большой медведицы / Vaghe stelle dell’Orsa
1966 — Колдуньи (эпизод «Сожжённая ведьма») / La strega bruciata viva, episodio di Le streghe
1967 — Посторонний / Lo straniero
1969 — Гибель богов / La caduta degli dei
1971 — Смерть в Венеции / Morte a Venezia
1973 — Людвиг / Ludwig
1974 — Семейный портрет в интерьере / Gruppo di famiglia in un interno
1976 — Невинный / L’innocente
В годы второй мировой войны Висконти сблизился с итальянскими коммунистами, помогал Сопротивлению, был арестован по подозрению к организации антифашисткого заговора. В 1943 году на собственные средства и средства компартии Италии, снял свой первый полнометражный фильм «Одержимость» по роману Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». По словам самого режиссера, чтобы снять этот фильм, он продал драгоценности, доставшиеся ему от матери. Симпатии к коммунистической партии и «левые убеждения» Висконти сохранил до конца жизни.
Следующий полнометражный художественный фильм — «Земля дрожит» — был снят на Сицилии с участием непрофессиональных актёров и произвёл настоящий фурор в Италии. Предполагалось, что он станет первой частью трилогии о рабочем классе. Трилогия никогда так и не была закончена.
В дальнейшем Висконти уделял внимание как современным сюжетам («Самая красивая», 1951, «Рокко и его братья», 1960, «Туманные звёзды большой медведицы», 1965, «Семейный портрет в интерьере», 1974), так и экранизациям классики («Белые ночи» по повести Ф. М. Достоевского, 1957, «Леопард» по роману Джузеппе Томази ди Лампедуза, 1963). За последнего Висконти получает «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1963 года.
Наиболее значительным кинопроизведением являются фильмы «германской трилогии»: в 1969 — «Гибель богов», в 1971 — «Смерть в Венеции», в 1972 году — «Людвиг». Режиссёр, сам открытый гей [1] один из первых затронул тему однополой любви. Предполагалось, что трилогия перерастёт в тетралогию, четвёртой частью которой должна была стать экранизация «Волшебной горы» Томаса Манна. Однако инсульт, перенесенный на съёмках «Людвига», помешал осуществить планы. В 1976 году Висконти снял последнюю свою картину «Невинный» по роману Габриэле д’Аннуцио.
Лукино Висконти умер 17 марта 1976 года в Риме от сильнейшей простуды.
1943 — Одержимость / Ossessione
1945 — Дни славы / Giorni di gloria
1948 — Земля дрожит / La terra trema
1951 — Заметки о происшествии / Appunti su un fatto di cronaca
1951 — Самая красивая / Bellissima
1953 — Мы — женщины (эпизод «Анна Маньяни») / Anna Magnani episodio di Siamo Donne
1954 — Чувство / Senso
1956 — Белые ночи / Le notti bianche
1960 — Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli
1961 — Боккаччо-70 (эпизод «Работа») / Il lavoro episodio di Boccaccio’70
1962 — Леопард / Il Gattopardo
1965 — Туманные звёзды большой медведицы / Vaghe stelle dell’Orsa
1966 — Колдуньи (эпизод «Сожжённая ведьма») / La strega bruciata viva, episodio di Le streghe
1967 — Посторонний / Lo straniero
1969 — Гибель богов / La caduta degli dei
1971 — Смерть в Венеции / Morte a Venezia
1973 — Людвиг / Ludwig
1974 — Семейный портрет в интерьере / Gruppo di famiglia in un interno
1976 — Невинный / L’innocente