|
Людмила СеменякаСоветская и российская балерина
Дата рождения: 16.01.1952
Гражданство: Россия |
- Ранние годы и образование
- Дебют и первые успехи
- Международное признание и сотрудничество с Ю. Григоровичем
- Вершины творческого пути
- Международные гастроли и зарубежные коллаборации
- Стиль и артистизм
- Разнообразие репертуара и творческая эволюция
- Благотворительность и внетеатральная деятельность
- Награды и признание
Ранние годы и образование
Людмила Семеняка родилась 16 января 1952 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С ранних лет демонстрировала исключительные танцевальные способности и артистизм в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова.
В 10 лет Семеняка поступила в Ленинградское хореографическое училище им. А.Я. Вагановой, где училась в классе Нины Беликовой, ученицы легендарной Агриппины Вагановой.
Дебют и первые успехи
В 12 лет Семеняка дебютировала на сцене Театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете "Щелкунчик". В 1969 году она стала лауреатом Первого международного конкурса артистов балета в Москве, где ее заметили выдающиеся балерины Галина Уланова и Юрий Григорович.
В 1970 году Семеняка окончила училище и была приглашена в Театр им. Кирова, где исполнила ряд сольных партий в классических постановках. Под руководством Ирины Колпаковой она усовершенствовала свое мастерство.
Международное признание и сотрудничество с Ю. Григоровичем
В 1972 году на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и артистов балета в Москве Семеняка заняла второе место, что побудило Ю. Григоровича пригласить ее в Большой театр. Дебют Семеняки в Большом состоялся в том же году в спектакле "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского Дворца съездов. Галина Уланова стала наставницей Семеняки, оказав значительное влияние на ее творчество и карьеру.
Вершины творческого пути
Под руководством Григоровича Семеняка исполнила центральные партии в его балетах, в том числе Одетту-Одиллию в "Лебедином озере", Жизель в "Жизели", принцессу Флорину и Аврору в "Спящей красавице", Китри в "Дон Кихоте", Никию в "Баядерке", Раймонду и Сильфиду в "Шопениане", Балерину в "Петрушке", Фригию в "Спартаке", Джульетту в "Ромео и Джульетте", Анастасию в "Иване Грозном", Риту в "Золотом веке". За роль современной девушки Валентины в балете "Ангара" Семеняка была удостоена Государственной премии СССР (1976).
Международные гастроли и зарубежные коллаборации
Семеняка активно гастролировала по всему миру, выступая на самых престижных сценах Парижа, Лондона, Стокгольма, Токио, Нью-Йорка, Праги, Будапешта и других городов. В 1976 году она завоевала первую премию и золотую медаль Первого международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже получила Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.
Во время гастролей Семеняка сотрудничала с такими выдающимися мастерами балета, как Марина Семенова, Асаф Мессерер, Алисия Маркова и другими. Она танцевала с более чем 100 партнерами, среди которых были лучшие исполнители своей эпохи: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов и многие другие.
Стиль и артистизм
Стиль Семеняки характеризуется как балетное бельканто. Она исполняла даже самые сложные хореографические пассажи с легкостью и грацией, как если бы они были созданы специально для нее. Критики отмечали естественность ее манер, выразительность движений и органичное сочетание строгого классического академизма с ярким эмоциональным исполнением.
В ее танце было присутствие не только технического мастерства, но и глубокий драматический талант. Образы, созданные Семенякой на сцене, отличались яркостью, психологической глубиной и проникновенностью.
Разнообразие репертуара и творческая эволюция
В 1970-е годы Семеняка вошла в число первых балерин, начавших исполнять разноплановые роли. Когда в начале 1990-х в балетном мире наметилась тенденция к унификации амплуа, она вновь занялась стилизацией, сохраняя при этом современную танцевальную технику и эстетику.
Благотворительность и внетеатральная деятельность
Семеняка активно участвовала в возрождении благотворительного движения в России. В 1989 году она провела один из первых благотворительных концертов - "Приглашает Людмила Семеняка" в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве.
Она выступала в гала-концертах и других благотворительных мероприятиях во всем мире, сотрудничая со звездами балета и поддерживая молодые таланты.
Помимо танцевальной карьеры, Семеняка проявила себя как драматическая актриса, снялась в нескольких фильмах-балетах, а также создавала балетные либретто и разрабатывала дизайн костюмов.
Награды и признание
Талант и достижения Семеняки были отмечены многими наградами и званиями, в том числе званием Народной артистки СССР (1986), английской премией Evening Standart за лучшие достижения в области хореографического искусства (1986), Государственной премией СССР (1976), Ленинской премией (1975).