Мартин Хайдеггер

Мартин Хайдеггер

Немецкий философ-экзистенциалист
Дата рождения: 26.09.1889
Страна: Германия

Содержание:
  1. Биография Мартина Хайдеггера
  2. Философское мировоззрение
  3. Вопрос о смысле бытия
  4. Временность и личность

Биография Мартина Хайдеггера

Мартин Хайдеггер (Heidegger) родился 26 сентября 1889 года в Мескирх, Баден, и умер 26 мая 1976 года в том же месте. Он учился во Фрейбургском университете, где был студентом Г. Риккерта. Позднее он стал ассистентом Э. Гуссерля. Хайдеггер был профессором Марбургского университета с 1923 по 1928 год, а затем Фрейбургского университета с 1928 по 1951 год, где в 1933-1934 годах также занимал должность ректора. Однако, в 1945 году его уволили из-за сотрудничества с нацистами.

Философское мировоззрение

В философии Хайдеггера объединились различные направления идеалистической философии конца 19 - начала 20 века. Он оказался под влиянием феноменологии Гуссерля и М. Шелера, философии жизни В. Дильтея и отдельных мотивов диалектической теологии.

Вопрос о смысле бытия

В своем сочинении "Бытие и время" (1927) Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, был забыт традиционной европейской философией. Он стремится раскрыть "смысл бытия" через изучение человеческого бытия, поскольку только человеку дано понимание бытия. Хайдеггер считает, что основано человеческое существование на его конечности и временности, и поэтому время является самой существенной характеристикой бытия. Он пытается переосмыслить европейскую философскую традицию, которая рассматривала чистое бытие как нечто вне времени. Хайдеггер видит причину этого "неподлинного" понимания бытия в абсолютизации одного момента времени - настоящего, "вечного присутствия", что приводит к превращению настоящего в последовательный ряд моментов "теперь". Он считает, что основной недостаток современной науки и европейского мировоззрения заключается в отождествлении бытия с сущим, с эмпирическим миром вещей и явлений.

Временность и личность

У Хайдеггера переживание временности ассоциируется с острым чувством личности. Он считает, что фокус на будущем дает личности подлинное существование, в то время как преобладание настоящего приводит к тому, что "мир вещей" и повседневность скрывают от человека его конечность. Для Хайдеггера такие понятия, как "страх", "решимость", "совесть", "вина", "забота" и другие, выражают духовный опыт личности, осознающей свою неповторимость, однократность и смертность. Однако, в последние годы своей жизни, он более углубленно обратил свое внимание на восток, в частности на дзэн-буддизм, который ему роднился по своей склонности к мистическому созерцанию и метафорическому способу выражения.

© BIOGRAPHS