Главная Войти О сайте

Михаил Аржанов

Михаил Аржанов

Российский художник, живописец, график
Дата рождения: 03.03.1924
Гражданство: Россия

Михаил Николаевич Аржанов родился в деревне Синельниково Аткарского уезда Саратовской губернии.В 1941—1947 годах учился в Саратовском художественном училище (педагоги И. Н. Щеглов, Е. К. Щаблиовский, Б. В. Миловидов), закончил (под руководством В. В. Кисимова) театрально-декорационное отделение.1948—1954 гг. — учился в Московском полиграфическом институте. Большое значение для творчества Аржанова имело состоявшееся в 1950 году знакомство с художником Н. М. Гущиным (1888—1965).Работал в Саратовском Государственном художественном музее имени А. Н. Радищева: 10 лет реставратором, заведовал реставрационным отделом.Прижизненных персональных выставок не было. Первая — посмертно, в январе 1984 года (Радищевский музей).Формирование главного направления художнических поисков, духовных и философских убеждений пришлось на середину 1950-х — 1960-х годов. Одновременно рождается и противостояние власти, вынужденный долгий андеграунд — режим препятствовал новым веяниям в искусстве и подавлял всё, что выходило за рамки соцреализма. В 1960-е годы он стал лидером среди тех саратовских художников, которые не желали иметь ничего общего с «партийным» искусством.Создание Сервера для CS 1.6(быстро на хостинге) Творческое наследие Михаила Николаевича Аржанова значительно: свыше трехсот живописных произведений и более тысячи акварелей, пастелей, рисунков, исполненных в самой разной технике. Самые ранние из сохранившихся работ — волжские пейзажи конца 1940-х годов. Лиричные, тонко разработанные в голубовато-серой цветовой гамме, они говорят о живописном восприятии мира, которое сродни видению художников так называемой «саратовской школы» — В. Э. Борисова-Мусатова, П. С. Уткина. Внимательное изучение натуры приводит художника к пленерным поискам, к импрессионистическому видению.Одновременно с конкретно-чувственным видением природы, раскрывшимся в ранних этюдах, встречаются попытки первых обобщений. В решении такого мотива, например, как «Пейзаж с горой», заметно внимание к композиционности, построенности этюда, а несколько вариантов картины «Поселок на первой Дачной» (1958—1962) говорят об упорном стремлении к созданию синтетического образа.Поиски новых средств выразительности велись, как правило, в нескольких направлениях одновременно, и разнородные стилистические признаки сосуществовали в пределах каждого творческого этапа.Направление и характер творчества Аржанова середины и конца 1950-х годов во многом определила близость с Н. М. Гущиным. Романтическая образность гущинской живописи, музыкальность, артистизм, изысканная выразительность фактуры, любовь к сильному, светящемуся изнутри цвету — все восхищало молодого художника и, безусловно, было воспринято им. «Гущинский» период у Аржанова узнается сразу. В краске появилось много лака, фактура стала сложной, пастозной, в выборе мотива стал заметен интерес к необычным явлениям — отблеску заката на воде, освещенным луной деревьям, таинственному сумраку леса.1960-е годы — время переоценки и мучительного «поиска себя». Склонность к самоанализу, критическая способность наблюдать свой профессиональный рост определили целенаправленность развития. Аржанов изучает систему пространственных построений Сезанна, выразительные возможности цвета, разработанные фовистами, кубистические конструкции Брака и Пикассо. Дерен, Клее, Руо — художественные концепции этих мастеров осваивает не робко-подражательно, а творчески, переплавляя в системе собственного видения. «Воспринять и отринуть, и делать свое», — так понимал он свою задачу и, руководимый художнической интуицией, отстранялся, освобождаясь от их влияния в поиске своего образного языка.

© БиоЗвёзд.Ру