Главная Войти О сайте

Михаил Глинка

Михаил Глинка

композитор
Дата рождения: 01.06.1804
Гражданство: Россия
1 июня 1804 в Смоленской губернии, в имении Новоспасское родился Михаил Иванович Глинка - русский композитор. Имение принадлежало его отцу - отставному капитану Ивану Николаевичу Глинке. Ребенок рос любознательным, рано проявил способности в рисовании. Одним из его любимейших занятий было чтение книг. Огромное значение для пробуждения музыкальных склонностей маленького Глинки имел оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший его дяде. Глинка играл там на скрипке и на флейте. Оркестр часто приезжал играть в Новоспасское, и каждый его приезд оставлял в душе впечатлительного мальчика глубокий след. Кстати, первым его учителем музыки был смоленский крепостной скрипач.

С 1812 по 1822 годы Глинка провел в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Здесь формировалась личность Глинки. В лицее он познакомился с А.С. Пушкиным и стал одним из первых настоящих ценителей его творчества. Его друзьями стали В.К. Кюхельбекер, П. Куницын, К.И. Арсеньев, А.И. Галич. Тогда же будущий композитор начал серьезно заниматься музыкой: он брал уроки по фортепиано у Джона Филда, потом у его ученика Майера, занимался скрипкой с Ф. Бёмом, посещал концерты, оперу, учился профессионально петь. Музыкальное дарование Глинки быстро созревало под воздействием художественной среды Петербурга. В годы учения он часто посещал театр, знакомился с операми В.А. Моцарта, Л. Керубини, Дж. Россини. Эти навыки пригодились ему в будущем, при создании музыкальных произведений. Дело в том, что Глинка сам был певцом и знал все особенности человеческого голоса, потому его мелодии bel canto были такие легкие и мелодичные. Они соединяли в себе русские певческие традиции и итальянские народные напевы. Летом Глинка работал в оркестре дяди.

Осенью 1815 года одиннадцатилетнего М. Глинку отвезли в Петербург. В 1816 году он был принят в Царскосельский лицей, откуда в феврале 1818 года переведен в Благородный пансион. Кстати, Глинка учился отлично и окончил пансион вторым по списку. Сочинять музыку Глинка стал незадолго до окончания пансиона.

Глинка был очень образованный человек своего времени. Он знал 6 языков, поэтому свободно общался со многими музыкантами мира. Кстати, что немало важно, Глинка обладал легким, "прозрачным", уравновешенным характером, что позволяло ему быстро находить общий язык с малознакомыми людьми.

В 20-е годы Глинка стремился к исполнительской деятельности. Он выступал в музыкальных кружках как певец, пианист и скрипач, приобрел известность в петербургских музыкальных кружках. В одном из них Глинка познакомился с Варлаамовым. В те годы будущий известный композитор шлифовал своё мастерство, принимал участие в ансамблях, дирижировал хором певчих, много писал камерных ансамблей для бытового музицирования, но со временем стал стремиться к профессионализму. В конце 20-х годов Глинка поддерживал постоянный контакт с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским, Жуковским, Мицкевичем, Дельвигом (который имел свой музыкальный кружок). В музыкальном кружке Дельвига Глинка пел романсы на его (Дельвига) стихи: "Не осенний частый дождичек", "Ах, ты, ночь ли, ноченька".

В 1824 г. поступил на службу в канцелярию Совета путей сообщения. Но главным его занятием становится музыка. Особенно ярко проявилось его дарование в жанре романса. Молодой композитор неустанно совершенствовал своё мастерство, изучал оперную и симфоническую литературу, много работал с домашним оркестром как дирижёр. В 1828 году Глинка, несмотря на достаточно успешное развитие карьеры, находит предлог, чтобы оставить службу и полностью посвятить себя музыке.

В начале 30-х годов Глинка стал известным композитором. До заграничной поездки в Европу Глинка посетил Северный Кавказ, в частности, Пятигорск, где познакомился с народной русской песней, восточной и кавказской музыкой, что отразилось в мотивах оперы "Руслан и Людмила".

В 1830-1834 гг. Глинка посетил Италию, Австрию и Германию. В Италии он познакомился с Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, В. Беллини, Г. Доницетти, увлекся итальянской романтической оперой, на практике изучил искусство bel canto. В Италии Глинка задумал написать русскую оперу: так появился замысел "Ивана Сусанина". Из романсов к этому времени выделялись "Венецианская ночь" и "Победитель". Зимой 1833-1834 гг. в Берлине Глинка серьёзно занимался гармонией и контрапунктом под руководством З. Дена. Весной того же года Глинка возвратился в Россию.

В 1836 году Глинка приступил к созданию оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") на известный исторический сюжет VIII века. В процессе её создания Михаил Иванович и не догадывался, что она окажется первой русской народной музыкальной драмой, первой русской драматической оперой. Глинка назвал жанр этой оперы "отечественная героико-трагическая опера". Это первая русская опера сплошного музыкального развития без разговорных диалогов. Впервые русский персонаж, крестьянин выступает не как бытовой, а как героический персонаж. Почти вся опера была написана по собственному сценарию. Либретто было создано бароном фон Розеном, а идею подсказал Жуковский.

Середина 1830-х годов стала периодом расцвета творчества Глинки. В эти годы он получил признание в России и за рубежом. Тогда же он пишет свои лучшие произведения: "Князь Холмский", цикл романсов на слова Кукольника, лучшие романсы на стихи Пушкина - "Я здесь", Инезилья", "Ночной зефир", "В крови горит огонь желанья", "Я помню чудное мгновенье"; романсы "Сомнение" (слова Кукольника), "Ночной смотр" (слова Жуковского), "Вальс-фантазия" в первой редакции для фортепиано.

В то же время этот период стал нелегким для Глинки. Он начал бракоразводный процесс с женой, возглавил придворную певческую капеллу в Петербурге, ездил по стране в поисках хороших голосов. Такая загруженность сказалась на здоровье и на творчестве - ему просто не хватало времени на композиторскую деятельность. Поэтому в 1839 году Михаил Иванович Глинка ушел из петербургской капеллы.

В 1842 году Глинка начал работу над второй своей оперой - "Руслан и Людмила", второй вершиной своего оперного творчества. Это сказочно-эпическое произведение послужило началом целой эпической линии в русском оперном искусстве. Сам Глинка назвал ее "большой волшебной оперой". Кстати, очень точное определение. Как известно, она была написана по одноименной юношеской поэме Пушкина. У Глинки было предположение сделать Пушкина ещё и либреттистом, но Пушкин неожиданно трагически умер (погиб на дуэли с Дантесом). Либретто составляли несколько человек, в том числе и сам Глинка. В основном либретто писал Широкий, он сумел сохранить некоторые строки из Пушкина. Опера отличается от поэмы своим тоном: у Пушкина она написана в игривом плане, а здесь - настоящий былинный склад, неторопливое развитие, серьезное повествование, хотя музыкальные критики находят и юмористические моменты. Примечательно, что, несмотря на полное отсутствие политических мотивов в опере, царь это произведение невзлюбил.

1844-1848 гг. композитор проводит во Франции и Испании. Эта поездка утвердила европейскую популярность русского гения. Большим почитателем его таланта становится Берлиоз, исполнивший весной 1845 г. произведения Глинки на своём концерте. С успехом прошёл авторский концерт Глинки в Париже.

Там же в 1848 году он написал симфоническую фантазию "Камаринская" с русскими народными темами. Это необычайно жизнерадостная, полная юмора фантазия, наслаждаясь которой возникают ассоциации с русскими народными праздниками, народными инструментами и народным хоровым пением. "Камаринская" - это ещё и блестящая мастерская оркестровка.

В Испании Михаил Иванович изучал культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии, наблюдал народные празднества и традиции. Итогом этих впечатлений были 2 симфонические увертюры: "Арагонская хота" (1845 г.) и "Воспоминание о Кастилии" (1848 г., 2-я редакция - "Воспоминание о летней ночи в Мадриде", 1851 г.).

Весной 1856 г. Глинка предпринял последнюю заграничную поездку (в Берлин). Он покинул родину в глубочайшей депрессии. Однако, будучи человеком творческим и, соответственно, быстро увлекающимся, он преодолел упадок сил благодаря изучению старинной полифонией и углублённой работой над наследием Г.Ф. Генделя и И.С. Баха. В то же время в этих занятиях он преследовал особую цель создания оригинальной системы русского контрапункта. Мысль "связать фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака" побудила его к пристальному изучению русских мелодий знаменного распева, в которых он видел основу русской полифонии. Композитору не суждено было претворить в жизнь эти замыслы: впоследствии они были подхвачены С.И. Танеевым, С.В. Рахманиновым и другими русскими мастерами.

... Последнее письмо родные Глинки получили от него 15 января 1857 года. Он писал: "...9 января исполнили в Королевском дворце известное трио из "Жизни за царя"... Оркестром управлял Мейербер, и надо сознаться, что он отличнейший капельмейстер во всех отношениях. Я также был приглашен во дворец... Если не ошибаюсь, полагаю, что я первый русский, достигший подобной чести... У меня сильная простуда или грипп, а время мерзкое, просто ничего не видать от тумана и снега...". Глинка как будто предчувствовал свою довольно раннюю смерть. Сестра его свидетельствует: "Он так боялся смерти, что до смешного ограждал себя от всяких малостей...". Затем от Глинки долго не было известий, а 12 февраля пришло сообщение, что композитор скончался 3 февраля в 5 часов утра на руках у чужих людей. Никто из них даже не подумал известить родных. Тело его распорядились похоронить в Берлине, но усилиями родных в мае того же года гроб с прахом Глинки перевезли на пароходе в Россию.

© БиоЗвёзд.Ру