Главная Войти О сайте

Михаил Паниковский

Михаил Паниковский

Персонаж романа
Гражданство: Россия
Михаил Самуэлевич Паниковский появляется в романе 'Золотой теленок' довольно громко – на глазах Остапа и его нового знакомого Шуры Балаганова его просто выкидывают носом в грязь из госучреждения. Этот немолодой уже человек, как и Остап с Шурой, пытается заработать денег в роли 'сына лейтенанта Шмидта', но, как рассказывает возмущенный Шура, делает он это не на 'своей территории'.

Так читатели и зрители фильма знакомятся с Паниковским – пожилым прохиндеем, всю свою жизнь зарабатывающим нечестным путем, мелким жуликом и воришкой. Он и выглядит весьма жалко – соломенная шляпа, коротковатые штаны, одышка, а, кроме того, Паниковский беспрестанно жалуется на жизнь. Лишь золотой зуб во рту может намекать, что когда-то он знавал лучшие времена, но они, увы, остались далеко позади.

Из ранней жизни Михаила Самуэлевича известно, что жил он (и, вероятно и родился тоже) в Киеве, именно там он начал работать карманником, причем делал это весьма подленьким путем. Так, прикинувшись слепым, он просил граждан перевести его через дорогу, и пока сердобольные простаки переводили его по переходу, он самым гнусным образом обчищал их карманы.

'Сыном лейтенанта Шмидта', героя революции и легендарной личности, Михаил Самуэлевич стал уже позднее, решив, что это более легкий способ добыть денег, чем шнырять по карманам все более бдительных и озлобленных граждан, да к тому же после революции карманы эти все чаще оказывались пустыми. Так и начал Паниковский просить деньги в государственных учреждениях, ссылаясь на родство с лейтенантом Шмидтом и эксплуатируя имя героя. Их было много, 'сыновей', и в итоге на некой конвенции вся территория страны была поделена, на каждой работал свой 'сын', но и здесь Паниковский поступил несколько подло, начав нарушать конвенцию и делать вылазки на 'чужую' территорию.

Паниковский вошел в небольшой коллектив Остапа Бендера, став в итоге самым его слабым звеном. Увы, сам Паниковский совсем не понимал своей роли, ему все время казалось, что его незаслуженно обижают, отодвигают в сторону и обделяют. Он пытался хитрить, но в силу ли возраста, старческого слабоумия, или других причин, хитрости его выглядели скорее по-детски.

В наиболее популярной, первой экранизации 'Золотого теленка' Паниковского сыграл великий русский актер Зиновий Гердт, и позднее даже у тех, кто предпочитает книгу фильму, Паниковский так или иначе ассоциировался с образом Гердта. Он удивительно вписался в эту роль, сыграв ворчливого, недалекого и нечестного старика, которого одновременно с этим все время жалко, и разозлиться на него по-настоящему просто невозможно. А когда Паниковский совершенно неожиданно умирает, он вызывает у зрителей самую острую жалость.

Даже Остап не мог сердиться на Паниковского всерьез – он относился к нему несколько пренебрежительно, считая его великовозрастным проходимцем. Одним из самых ярких диалогов между Остапом и Михаилом Самулевичем стал:

- Отдайте мне мои деньги, я совсем бедный! Я год не был в бане. Я старый. Меня девушки не любят'.

- Обратитесь во Всемирную лигу сексуальных реформ. Может быть, там помогут.

Что касается Шуры Балаганова, то у них с Паниковским почти сразу возникла неприязнь. 'Вы жалкая, ничтожная личность', - не раз заявлял Шуре Паниковский, на что тот отвечал ему, не скупясь на выражения.

К Бендеру же Паниковский относился с явным уважением и, вероятно, тайной ненавистью, тем не менее звал он его исключительно 'Остап Ибрагимович', и если с Шурой он позволял себе попытки командовать, то перед Бендером откровенно лебезил и все время что-нибудь клянчил.

Паниковский так никогда и не узнал, чем закончилась комбинация Остапа Бендера, над которой они работали – отдал ли свои деньги подпольный миллионер Александр Иванович Корейко, и принес ли их 'на блюдечке с золотой каемочкой'.

Он умер в дороге, в чужой долине и друзья-мошенники похоронили его в неглубокой могиле с надписью: 'Здесь лежит Михаил Самуэлевич Паниковский человек без паспорта'. Кстати, на его тихих похоронах совершенно искренне плакал Шура Балаганов, тот самый Шура, с которым Михаил Самуэлевич постоянно ругался и ссорился чаще, чем с другими.

Зиновий Гердт, по общему мнению и критиков, и зрителей, был в роли Паниковского просто великолепен. Именно благодаря харизме актера Паниковского в его исполнении жалели, и он выглядел не совсем таким, каким его изображали Ильф и Петров – он не был отвратительным и поганым старикашкой, а был пожилым неудачником, как бы сказали теперь, лузером, дожившим до седин, но так и не сумевшим никем стать. 'Жалкая ничтожная личность' - эта фраза, несмотря на то, что Михаил Самуэлевич обращал ее ко многим, наиболее точно описывала его самого – престарелого мошенника, гусекрада, самозванца и человека, который, по словам Бендера, 'все свои силы положил на то, чтобы жить за счет общества'. И при всем этом Паниковский все же остался каким-то образом положительным героем, которого хотелось пожалеть, которому сочувствовали. Именно таким его и хотел сыграть Гердт – трогательным, жалким, бесхитростным, и именно таким мы увидели его на экранах.

© БиоЗвёзд.Ру