Главная Войти О сайте

Михаил Степанов

Михаил Степанов

Штурман 800-го штурмового авиационного полка
Дата рождения: 21.02.1920
Гражданство: Россия
Родился 21 Февраля 1920 года в деревне Андреево, ныне Павлово - Посадского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. Жил в Москве. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Энгельсское военное авиационное училище лётчиков.

С первых дней Великой Отечественной войны - в действующей армии. Участвовал в боях на Юго - Западном, Брянском, Калининском, Воронежском, 2-м и 1-м Украинских фронтах.

К Декабрю 1943 года штурман 800-го штурмового авиационного полка ( 292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Капитан М. И. Степанов совершил 112 боевых вылетов, уничтожил значительное количество боевой техники и живой силы противника, в воздушных боях сбил 3 вражеских самолёта. 1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну закончил в должности заместителя командира 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка. Всего произвёл около 200 боевых вылетов.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Трагически погиб 13 Июля 1952 года.

* * *

Биография Михаила Степанова мало чем отличается от биографий его сверстников. Родился в бедной крестьянской семье в деревне Андреево, что приютилась вдали от дорог в Павлово - Посадском районе Московской области. Здесь прошли его детство и юность. Здесь он пошёл в школу, познал радость труда. Но шли годы, а для пытливого и энергичного юноши словно чего - то не хватало в родной деревне. Посоветовавшись с родителями, Михаил подался в Москву, к родственникам, чтобы продолжить учёбу.

Кипучая жизнь столицы сразу же увлекла юношу. Здесь он успешно окончил среднюю школу, пробовал силы в авиамодельном кружке, всё больше и больше проникаясь любовью к авиации, к профессии людей, которых в народе любовно называли "наши соколы". А когда пришло время призыва на военную службу, не задумываясь, решил связать свою жизнь с авиацией. В том же году поступил в военное лётное училище.

Быстро промелькнули курсантские годы. В Ноябре 1940 года он уже Младший лейтенант, пилот скоростного бомбардировочного авиаполка.

С первого дня службы в Киевском особом военном округе молодой лётчик Степанов делал всё, чтобы хороню усвоить насыщенную программу боевого применения самолёта СБ. Участвуя в лётно - тактических учениях полка, он показывал высокие знания техники и оружия и умело применял их. Вряд ли думал тогда молодой лётчик, что считанные месяцы отделяли его от того дня, когда придется вступить в жаркие бои против фашистских захватчиков.

С первого дня Великой Отечественной войны, участвуя в отражении натиска немецких войск, Лейтенант Степанов наносил бомбовые удары по колоннам, железнодорожным станциям, аэродромам противника. А вскоре, пересев на новый самолёт Ил-2, с ещё большим мастерством стал уничтожать врагов и наземле, и в воздухе.

В 1942 год он вступил опытным воздушным бойцом. На его счету были десятки успешных боевых вылетов, много уничтоженной техники и живой силы противника.

Однажды, это было в Марте 1942 года, в полк поступил приказ: нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому. Зная, что он плотно прикрыт средствами противовоздушной обороны, командир полка решил послать на цель наиболее подготовленных лётчиков. Выбор пал на Лейтенанта Михаила Степанова и его ведомого Бориса Шубина. Тщательно изучив задачу, отважные лётчики со всеми подробностями продумали каждый элемент своих действий, от взлёта до посадки.

По сигналу с командного пункта вылетели в заданный район. Прикрываясь облаками, маскируясь рельефом местности, появились над целью. С первого же захода обрушили на вражеские машины, укрытые на стоянках, фугаски. Мощные взрывы потрясли воздух. На земле вспыхнули огромные костры. Горели самолёты, взрывались бензозаправщики. Яростный огонь, открытый вражескими зенитчиками, не достигал цели, так как Степанов и его ведомый летели на малой высоте. Сделав ещё 2 захода, обрушив всю силу бортового огня на самолёты противника, советские лётчики благополучно вернулись на базу.

Вскоре о подвигах отважных лётчиков стало известно не только в полку и дивизии. Многие авиаторы, сражавшиеся на Брянском фронте, держали равнение на боевое мастерство штурмовика Михаила Степанова.

В Августе 1942 года однополчане поздравляли его с повышением в должности: он стал командиром звена. Теперь Лейтенант водил в бой группы штурмовиков, личным примером воодушевлял подчинённых на новые боевые свершения. В свободное время молодой командир умело передавал свой опыт молодым пилотам, постоянно учился и сам, приобретая новые знания. У него вошло в правило обстоятельно разбирать с лётчиками звена каждый полёт, анализировать каждую удачу или промах. Всё это способствовало успешному выполнению боевых заданий.

А впереди были новые схватки. Готовясь к реваншу за поражение под Сталинградом, противник подтягивал свежие войска в район Орла и Курска. Перед авиацией Воронежского фронта встала новая задача: помешать врагу сосредоточивать свои войска. Каждый из лётчиков 800-го штурмового авиационного полка совершал по 3 - 4 боевых вылета в день, наносил бомбовые и штурмовые удары по аэродромам противника, шоссейным и железным дорогам, скоплениям живой силы.

Однажды эскадрилья, которую возглавил к тому времени Михаил Степанов, получила довольно трудное задание. Требовалось нанести бомбовый удар по аэродрому, на который немцы посадили более 50 бомбардировщиков.

Ознакомившись с заданием, тщательно изучив особенности полёта и действия каждого лётчика, Старший лейтенант Михаил Степанов принял решение идти к цели на бреющем полёте. Соблюдая заданные интервалы, наши лётчики появились над целью неожиданно. Немцы открыли огонь только тогда, когда над аэродромом вспыхнули мощные костры пожаров.

А помогла лётчикам хитрость командира. Дело в том, что "Ильюшины" появились над аэродромом не с востока, откуда их мог ожидать противник, а с запада. Весь путь до цели шли на бреющем, и только при подходе к аэродрому набрали нужную высоту для нанесения удара.

В крутом развороте штурмовики взвились над лесом и по сигналу ведущего обрушили бомбовый удар на цель. Первая же атака оказалась удачной. Внизу почти одновременно вспыхнули несколько бомбардировщиков. После первого удара последовала вторая атака, а за ней третья. Густая стена дыма, пламени, бушевавшего над аэродромом, свидетельствовала об успешном выполнении боевого задания.

Не успели отважные штурмовики доложить о результатах полёта, как попали в объятия однополчан. Товарищи поздравляли их с благодарностью от командующего 2-й Воздушной армией С. А. Красовского. Тогда же командарм приказал наиболее отличившихся лётчиков группы Михаила Степанова представить к награждению орденами.

К концу 1943 года на груди Степанова уже поблескивали 3 ордена Красного Знамени.

Вскоре полк перебазировался на аэродром в район Уразова. А на другой день перед эскадрильей Капитана Степанова была поставлена новая задача: нанести штурмовой удар по крупным силам противника. И на этот раз, действуя смело и решительно, комэск отлично справился с заданием, увеличив счёт своих побед.

С каждым днём росло боевое и тактическое мастерство комэска Степанова. Как одному из опытных командиров, ему доверили возглавить штурманскую службу полка. Теперь он отвечал за подготовку лётчиков не только своего подразделения, но и всего полка.

Однако не одни славные победы сопутствовали Михаилу Степанову. Он был трижды ранен. После неравной схватки с истребителями противника не раз уходил на вынужденную посадку. На его глазах погибали боевые друзья. Особенно тяжело переживал Михаил гибель комэска Героя Советского Союза М. Малова и его стрелка - радиста Борисова. Вступив в неравную схватку с врагами, они помешали им обрушить бомбовый груз на наши войска, но и сами оказались зажатыми "Мессерами". Отважный экипаж пал смертью храбрых.

После этого случая с ещё большей ненавистью громил врагов Капитан Михаил Степанов. В Июне 1944 года он был выдвинут на должность заместителя командира 144-го Гвардейского штурмового авиаполка. И снова днём и ночью Михаил поднимался в воздух во главе Гвардейцев, обрушивая на врага штурмовые удары. Вскоре уже 5 боевых орденов украшали грудь отважного воина. А ещё через некоторое время однополчане поздравили Михаила Иудовича с высшей наградой Родины - званием Героя Советского Союза. Окрылённый столь высокой оценкой ратного труда, Михаил Степанов был готов на новые свершения.

Однажды, это было в районе города Яссы, девятка "Илов", возглавляемая Михаилом, при подходе к цели встретила большую группу "Юнкерсов", прикрываемых 12 Ме-109. Несмотря на численное превосходство врага, Гвардейцы не дрогнули. Видя, что "Мессеров" сковала наша шестёрка "Яков", Степанов отдал команду атаковать "Юнкерсы" и первым устремился на врага.

На короткой дистанции Михаил поймал бомбардировщик в прицел и выпустил по нему длинную очередь. "Юнкерс" неловко скользнул на крыло, затем вспыхнул ярким пламенем и, разбрасывая горящие обломки, рухнул на землю. Следуя примеру командира, ведомые расстреляли вторую вражескую машину. Обескураженные таким оборотом, "Юнкерсы" поспешно освободились от бомбового груза и повернули обратно. Однако Гвардейцы продолжили преследование. Умело маневрируя, они расстреляли ещё 3 вражеские машины. И только после этого взяли курс на свой аэродром.

Наблюдавший за этим боем командир авиакорпуса тут же по радио объявил всем участникам вылета благодарность, приказал представить их к наградам. Ведущий группы Михаил Степанов за решительные и умелые действия был отмечен орденом Александра Невского.

Когда началась Берлинская операция, лётчикам 144-го Гвардейского ШАП был дан приказ поставить дымовую завесу в полосе наступления войск 1-го Украинского фронта. Выполнить это задание поручили восьмёрке "Илов" во главе со Степановым.

Точно в назначенное время штурмовики, снизившись к водной глади реки, словно на параде, шли на виду у неприятеля, демонстрируя смелость и мастерство. На какое - то время враги, видимо, растерялись, следя за полетом "Илов", а затем поспешно открыли огонь из всех видов оружия. Но было уже поздно. Выпустив огромную полосу густого дыма, "Илы" изменили курс и без единой потери вернулись на свой аэродром.

И ещё одно боевое задание. Как - то в Апреле 1945 года воздушная разведка обнаружила на железнодорожной станции Потсдам 6 вражеских эшелонов с войсками и боевой техникой. Все подходы к станции были прикрыты кольцом зенитных батарей. Требовалось любыми средствами уничтожить эшелоны противника. Выполнить эту задачу поручили Майору Михаилу Степанову.

Тщательно изучив задание, он по сигналу с КП повёл девятку "Илов" на цель. Их сопровождала группа истребителей, которую вёл Герой Советского Союза Николай Шутт.

Как и условились на земле, группа Степанова первой обрушила удар по станции, а группа прикрытия - по зенитным средствам противника. Получалось весьма удачно. С первого захода Гвардейцы разбили эшелоны с боеприпасами. А когда в бой вступили зенитки, то их быстро "утихомирили" лётчики группы прикрытия. За этот вылет Михаил был отмечен орденом Суворова 3-й степени.

Мужество лётчик проявлял не только в небе. Как - то в один из Апрельских дней он возвращался на легковой машине из штаба дивизии. В пути, недалеко от развилки двух дорог, машина едва не врезалась в колонну немецких солдат, направлявшихся на новые позиции. Шофёр резко затормозил. В замешательстве остановились и враги. Держась за ветровое стекло, Степанов встал во весь рост, спокойным взглядом обвёл их строй и на ломаном немецком языке заговорил с ними о положении на фронтах, о том, что советские войска вступают в Берлин, что дальнейшее сопротивление бесполезно. И предложил им сложить оружие.

Прошло несколько тягостных секунд, прежде чем наведённые на него автоматы начали опускаться. А затем старший офицер первым бросил своё оружие на землю, за ним последовали другие.

- У нас было много смелых и умелых бойцов, - вспоминал уже после войны бывший член Военного совета 2-й Воздушной армии С. М. Ромазанов. - Но когда я вспоминаю о Михаиле Степанове, то мне думается, этот человек действительно был всегда готов к подвигу.

Пожалуй, это самая краткая и самая точная характеристика отважного героя войны.

© БиоЗвёзд.Ру