Главная Войти О сайте

Михаил Таубе

Михаил Таубе

математик, философ, поэт и публицист.
Гражданство: Россия
Из семьи обрусевших немцев. Закончил Ин-т инженеров путей сообщения (1882), преподавал в нем математику. В н. XX в. получил известность как один из выдающихся теоретиков неославянофильства и автор работ по истории русской самобытной мысли («Несколько слов о Хомякове и его научно-философской школе, именуемой славянофильством» (1905), «Дуализм Запада и триединство Востока» (1910), «Триединство, как основа соборности и духовности» (1910), «Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, затворник Вышенский» (1912) и др.). Но наибольшее значение имели его работы по проблемам логики и теории познания: «Свод основных законов мышления. Логика. Психология. Металогика» (1909), «Современный спиритизм» (1909), «Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства» (1912). Был активным сотрудником ряда право-монархических изданий (журналы «Мирный труд», «Прямой путь», газеты «Русское знамя», «Голос русского» и др.), нередко печатался под псевдонимом М.Вашутин, в 1911 издал сборник своих газетных статей «К возрождению славянорусского самосознания».

С самого начала бар. Таубе принял активное участие в право-монархическом движении. Он был участником 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 6—12 апр. 1906, на котором сделал доклад «О коренном вопросе русского государственного домостроительства». Принимал участие в работе 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), как делегат от Петербургского отдела СРН. В ноябре 1906 бар. Таубе был уже кандидатом в члены Главного Совета СРН. Однако, видимо, не поладив с А. И. Дубровиным, в дальнейшем в деятельности Союза не участвовал. И только с янв. 1911, когда из состава Главного Совета вышли все сторонники Дубровина, он снова стал сначала кандидатом, а с дек. 1912 — членом Главного Совета СРН, в 1912 был также председателем печатного разряда Союза. 23 янв. 1912 бар. Таубе, как один из выдающихся деятелей патриотического движения, был избран членом Устроительного Совета Всероссийских Съездов. Он принимал активное участие в работах Съезда сторонников Маркова (4-й Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Санкт-Петер-бурге 14—16 мая 1912) и 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 16—20 мая 1912, где был избран председателем программного отдела, которому было поручено делегатами обсудить вопрос о развитии и проведении в жизнь основоположений СРН и других монархических организаций. Отдел разработал по этому вопросу документ в катехизической форме, который было решено отпечатать для широкого распространения в народе. 5-й Съезд просил бар. Таубе наряду с С. А. Володимеровым и проф. А. С. Вязигиным, П. В. Никольским, И. П. Созоновичем, П. А. Некрасовым озаботиться вопросом о создании Ломоносовского общества русского языка. Принимал он участие и в работе 6-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 19—23 февр. 1913, на котором возглавлял комиссию по вопросу о постройке в Петербурге монархического храма-памятника. Помимо СРН, бар. Таубе принимал активное участие в деятельности другой монархической организации — Русского Собрания (PC): 24 марта 1913 он был избран членом Совета PC (в составе Совета оставался до 1916), 12 сент. 1913 стал одним из заведующих пятничными докладами (важная должность в PC, позволявшая определять направление дискуссий), с 14 ноября 1913 стал членом Попечительского Совета гимназии PC, 12 дек. 1913 избран почетным попечителем гимназии.

После 1917 остался в России. В 1919 читал лекции в братстве Св. Софии в Петрограде и богословских кружках. В последние годы жизни организовал кружок православной интеллигенции, который собирался раз в две недели у него дома на Английском проспекте 38. Кружок продолжал существовать и после кончины мыслителя, однако в 1928 был разгромлен чекистами. У детей барона Таубе судьба сложилась по-разному. Иван, белый офицер, эмигрировал, Александр (1889-?), бывший до революции дипломатом, преподавал языки в Военной академии им. М. В. Фрунзе в Москве. С отцом жили сын Сергей (1894-1937) и дочь Мария (1899-1929), они были членами его кружка. Сергей был штабс-капитаном л.-гв. Преображенского полка в Первую мировую войну, затем служил в Красной армии, воевал с А. В. Колчаком, что не уберегло его от репрессий, он шесть раз арестовывался, в 1928 за участие в кружке получил 3 года лагерей, а в 1937 был расстрелян. Больная туберкулезом Мария в 1928 была осуждена на 3 года и отправлена на Соловки, где вскоре скончалась. Брат бар. Таубе Сергей Фердинандович (1877—1931), работавший экономистом ВСНХ, был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и расстрелян 29 апр. 1931.

Бар. Таубе писал стихи, его стихотворение «Черносотенец» было очень популярно среди монархистов. В нем были такие, вполне автобиографические, строки:

«Кто верой крепко православен;

В ком нет сомнений ни на миг,

Что русский Царь самодержавен,

Неограничен и велик. —

Тот черносотенец природный,

Тот предан родине навек,

В том — дух исконный, дух народный:

Тот сердцем русский человек».

Сочинения:



Всеславянское значение «Руслана и Людмилы». Пг., 1904;

Владимир Соловьев. «Россия и Всемирная церковь». Рец. СПб., 1904;

Памяти Софии Александровны Леонтьевой-Левицкой (24 янв. 1904). Харьков, 1904;

Несколько слов о Хомякове и его научно-философской школе, именуемой славянофильством. Харьков, 1905;

Славянофильство и его определения. Харьков, 1905;

Ложь Запада и творчество Востока по славянофильскому учению. Харьков, 1906;

Памятка о Ф. М. Достоевском. Харьков, 1906;

Образование великодержавных единиц. Харьков, 1906;

К характеристике славянофильства, как политического учения. Разбор статьи М.Чадова «Возможно ли возрождение славянофильства». Харьков, 1906;

Мистическое восприятие и духовное озарение. Харьков, 1907;

Московская философско-математическая школа, основанная проф. Бугаевым и славянофильство Хомякова. Харьков, 1908; Хомяков. Харьков, 1908;

Свод основных законов мышления. Логика. Психология. Металогика. Пп, 1909;

Современный спиритизм. Пп, 1909; Дуализм Запада и триединство Востока. Харьков, 1910;

А. С. Хомяков, как антимистицист. Харьков, 1910; Триединство, как основа соборности и духовности. Пп, 1910;

К возрождению славяно-русского самосознания. Сборник. Пп, 1911;

Учение о пустоте, как основа буддизма. Харьков, 1911;

Современный спиритизм и мистицизм. Харьков, 1912;

Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и еп. Феофан, затворник Вышенский. Харьков, 1912;

Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства. Пп, 1912;

Учение о вероятностях, как путь к творческому пониманию духовного, душевного и вещественного. По поводу двух книг проф. Некрасова: «Теория вероятностей» и «Вера, знание и опыт: основной метод общественных и естественных наук. (Гносеологический и номографический очерк)». Харьков, 1914;

Политическое масонство и его участие в крамоле России. По поводу книги «Масонское действо. Исторический очерк о заговоре декабристов» гр. С. Д. Толь. Харьков, 1914.

© БиоЗвёзд.Ру