Главная Войти О сайте

Михаил Твеленев

Михаил Твеленев

Летчик истребитель

Имя: Михаил
Фамилия: Твеленев
Дата рождения: 20.07.1920
Гражданство: Россия



Родился 20 Июля 1920 года в селе Перевоз, ныне Ржаксинского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Воспитывался в семье деда. С 1936 года жил в Москве. Окончил 7 классов и узловую школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем в московском депо Октябрьской железной дороги. В 1938 году был зачислен в железнодорожный аэроклуб и рекомендован в школу лётчиков - истребителей. С 1939 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В составе 69-го авиаполка участвовал в героической обороне Одессы. Затем воевал в составе 792-го ИАП, был командиром звена 10-го отдельного учебно - тренировочного полка 8-й Воздушной армии, откуда добился 30 Июня 1943 года возвращения в свой родной 69-й, ставший уже 9-м Гвардейским ИАП.

К Сентябрю 1944 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного Одесского авиационного полка ( 303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Гвардии Старший лейтенант М. С. Твеленёв совершил 290 боевых вылетов, участвовал в 110 воздушных боях, уничтожил лично 16 и в составе группы 28 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К Маю 1945 года довёл число боевых вылетов до 420. Участвуя в 130 воздушных боях увеличил счёт личных побед до 18.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Высшие лётно - тактические курсы. В период с Февраля 1951 года по Июль 1965 года был лётчиком - испытателем в НИИ ВВС, участник войсковых испытаний самолёта МиГ-21. Одним из первых в стране в 1961 году удостоен звания "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". С 1966 года Гвардии Полковник М. С. Твеленёв - в запасе. Жил в городе Щёлково Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 25 Апреля 1985 года.

* * *

После окончания военного училища Михаил Твеленёв попал на службу в 69-й авиаполк, расположенный близ города Одессы. Близость к границе диктовала свои законы бдительности и высокой боевой готовности. Поначалу казалось, что учёба далеко позади. Ведь они лётчики - истребители. Сядут в кабины "Ишачков" и будут бороздить бескрайнее небо, выписывать фигуры в зонах. Но их заставили тренироваться и ещё раз тренироваться.

На первый взгляд это были обычные тренировки. Но если в школе инструктора старались создать для учлёта как можно лучшие условия, чтобы он успешнее выполнил задание на полёт и быстрее закончил учебную программу, то здесь, в полку, лётчикам ужесточали условия выполнения полётов, старались, чтобы каждый полёт походил на настоящий боевой вылет.

"Учиться воевать, пока ещё нет войны", - было требованием тех дней в этом истребительном полку.

Твеленёв был определен в эскадрилью, которой командовал Капитан Ю. Б. Рыкачсв. Он ждал каждый лётный день как праздника. Благодаря своей настойчивости, первым из молодых лётчиков полка в Апреле 1940 года показал отличные результаты в проверочном полёте с Рыкачевым и в тот же день получил разрешение на самостоятельные полёты на боевом самолёте И-16. В те Июньские дни 1941 года тренировочные полёты в полку чередовались с вылетами по тревоге.

С 15 Июня Твеленёв вместе с лётчиками Гулибиным и Никоновым был включён в расчёт для несения боевого дежурства на самолётах И-16, на которых, кроме боевых комплектов к пушкам и пулемётам, подвешивались также реактивные снаряды, балки, которые имелись лишь на 4 самолётах полка.

Заступив на дежурство в ночь с 21 на 22 Июня 1941 года, Твеленёв вместе с техником звена Цукановым и техником самолёта Забышным тщательно осмотрел машину, затем занял своё место в кабине И-16. В 3 часа зазвонил телефон и прозвучал условный сигнал. В дежурном звене заканчивали пробу моторов, когда весь полк по тревоге прибыл на аэродром. Михаил Твеленёв, как и многие в полку, поначалу не мог до конца поверить в то, что началась война. А потом просил своих командиров лишь об одном - включить в боевой расчёт, который будет чаще вылетать на встречу врагу.

Уже первые дни войны показали, что то, о чём просил Михаил Твеленёв, в последующем стало обычным, повседневным занятием лётчиков полка. В составе звена Твеленёв 23 Июня вылетел на аэродром Тарутино, с которого группа в составе 5 "МиГов", 9 "Чаек" и 3 И-16 два дня производила по 3 - 4 боевых вылета на штурмовку вражеских артиллерийских позиций па реке Прут. На звено самолётов И-16, имеющих реактивные снаряды, возлагались особо ответственные задачи: сопровождение ТБ-3, перевозивших технический состав 146-го авиаполка, полёты в Тирасполь и Котовск. Затем их посадили на второй аэродром, где вторая эскадрилья Рыкачева взаимодействовала с "Чайками" 11-го авиационного полка.

В один из тех дней 5 Ме-109 штурмовали их аэродром в Цебриково. В дежурном звене были Голубев, Твеленёв и Сафронов. Они едва успели сесть в самолёты. Запустив двигатель машины Голубева, стартер ещё мчался к самолёту Твеленева, когда "Мессеры" уже открыли огонь. Лётчики успели взлететь. Твеленёв оторвался от земли и только начал убирать шасси, как был атакован двумя Ме-109. Он связал их боем. Вражеские истребители, прекратив штурмовку, бросились на Твеленёва. Воспользовавшись этим, остальные наши самолёты взлетели с аэродрома н отогнали "Мессеров".

Именно в те труднейшие дни он, тогда Лейтенант, повёл счёт сбитых им самолётов противника. Его первые атаки на вражеские бомбардировщики и истребители были неожиданны. Молодой лётчик смело, решительно открывал огонь с малых дистанций. Эскадрилья, в которой служил Твеленёв, за трое суток сбила 19 самолётов противника, половину которых составляли бомбардировщики, и не потеряла ни одной своей машины.

По мере приближения вражеских войск к городу нашим лётчикам всё чаще приходилось переключаться на поражение наземных целей. Лейтенант Твеленёв, отлично владея техникой пилотирования, метко поражал врага всеми огневыми средствами, имевшимися на борту самолёта. Так, например, в середине Июля 1941 года эскадрилья, в которой он служил, подлетела к северной части Днестровского лимана. С высоты 400 метров была видна как на ладони переправа через реку. Сплошной лавиной её форсировала конница противника. Ещё больше сосредоточилось её на западном берегу. Первая атака эскадрильи была столь стремительна, что противник не сумел сделать ни единого выстрела из зениток. Весь огонь с воздуха из пулемётов наши лётчики сосредоточили на водной глади лимана, заполненной переправляющимися конниками. Последующие атаки пришлись по войскам противника на западном берегу Днестра - туда сбросили бомбы. Врагу был нанесён большой урон, а эскадрилья вернулась на аэродром без потерь.

Запомнился также полёт в район Болгарайки, где Майор Л. Л. Шестаков вёл группу штурмовать конницу противника. Твеленёв так увлёкся штурмовкой, что, когда группа уже ушла, сделал ещё 2 захода. На свой аэродром возвращался без единого патрона и горючего. Много неприятного пришлось выслушать от Шестакова, но все обиды остались позади, когда на другой день командир взял его в состав вылетавшей на боевое задание группы ведомых им самолётов.

Ещё большей любовью проникся состав полка к Твеленёву, когда тот прикрыл в бою командира эскадрильи П. В. Полоза и, несмотря на повторные атаки вражеских истребителей, сопровождал его, раненого, до посадки на своём аэродроме.

Отмечая проявление некоторой медлительности как качество, присущее Твеленёву в обыденной жизни, бывший комиссар полка Гвардии Подполковник Н. А. Верховец впоследствии указывал на важную для Твеленёва черту:

- Он был медлителен, но вот одна деталь: Михаил никогда не запаздывал с вылетом на боевое задание, всегда успевал туда, где он был более всего нужен как боец. Это говорит об огромной его самодисциплине.

Тяжёлым для лётчиков полка был боевой вылет 9 Августа. Группа из 12 И-16 атаковала скопление пехоты противника и автотранспорта в районе Каторжино. В районе цели наши самолёты были обстреляны огнём зениток. Вели воздушный бой с 20 PZL-24. В результате 5 самолётов противника были сбиты. В том вылете Твеленёв участвовал в составе пятёрки Капитана Ю. Б. Рыкачева, которая сбила 3 PZL-24. В одной из атак прямым попаданием был разбит картер мотора, и Михаил приземлился в поле в районе станции Карповка. Едва успел отбежать на безопасное расстояние, как его самолёт взорвался. Твеленёв направился в сторону Одессы и в тот же день на попутной автомашине добрался до полка.

В грозные дни начального периода Великой Отечественной войны Твеленёв поднимал свой самолёт в воздух по 6 - 7 раз в день - наши лётчики мужественно отражали натиск наземного и воздушного противника. В этой сложной обстановке приходилось одновременно штурмовать врага на земле, вести ожесточённые воздушные бои с его истребителями и бомбардировщиками.

Во время обороны Одессы Твеленёв в каждом боевом вылете действовал энергично, с выдумкой, искусно маневрировал среди разрывов зенитных снарядов, поражал врага с малых высот, а в воздушных боях уничтожал вражеские самолёты с коротких дистанций. Высокое чувство патриотизма, глубокое сознание ответственности перед Родиной, верность долгу, ненависть к врагу делали Твеленёва неуязвимым.

...По данным воздушной разведки, к городу приближалась колонна вражеской конницы. Дежурная эскадрилья, в которую входило и звено Твеленёва, поднялась в воздух. На предельно малой высоте лётчики атаковали вражеских кавалеристов, сделав по 3 - 4 захода, сбросили бомбы. В это время появились истребители противника. Со стороны солнца, с большой высоты группа Me-109 устремилась в атаку. Завязался бой. Твеленёв и его товарищи на встречных курсах отбивали атаки противника оборонительным кругом, оттягиваясь к своей территории. Боеприпасы были на исходе. Михаил вёл огонь с коротких дистанций, старался обеспечить выход из атаки своего ведущего. Флагманский "Мессер" увлёкся атакой, вошёл в параметры оборонительного круга советских истребителей и сразу же был сбит. Прекратив атаки, противник со снижением покинул район боя.

Однажды Михаил Твеленёв вылетел в паре на воздушную разведку и, уже возвращаясь, в ближнем тылу обнаружил вражеское дальнобойное орудие, которое вело огонь по городу. Действовать пришлось по обстановке. Построение маневра сводилось к поражению цели бомбами с первого захода, зона зенитного огня преодолевалась на предельно малой высоте. И когда отходили от поражённой цели, разрывы зенитных снарядов чёрными и белыми шапками покрывали всё пространство вокруг самолётов.

В общей сложности при защите Одессы Михаил Твеленёв совершил 60 штурмовок, провёл 40 воздушных боёв.

Последний бой в небе Одессы сложился для Твеленёва неудачно. 18 Августа, вылетев в составе группы правым ведомым у Рыкачева, он после набора высоты увидел 4 Ме-109, которые шли встречным курсом. Михаил приготовился к атаке в лобовую.

Немцы, заметив нашу группу, продолжали полёт, не меняя курса, и, когда приблизились, неожиданно открыли огонь первыми. На самолёте Твеленёва был повреждён фонарь. Сам он получил осколочное ранение в лицо. Развернувшись в сторону своего аэродрома, Михаил обнаружил, что отказала система управления. Он совершил вынужденную посадку в районе Раздельной. При этом самолёт его разбился. Сам он, тяжело раненный, попал в госпиталь, где ему пришлось пробыть до 20 Ноября 1941 года.

* * *

После госпиталя Михаил был направлен в ещё только формирующийся 792-й истребительный авиаполк, который находился в Закавказье. Обстановка с каждым днём осложнялась, и, чтобы успешно противостоять господствовавшей в то время авиации противника, приходилось собирать и объединять самолёты не только одного полка, но и дивизии. Так, в Июне 1942 года по приказу командира дивизии Полковника Степичева была собрана сводная группа из 4 Ил-2 и 5 ЛаГГ-3 с тем, чтобы под прикрытием полка Як-1 штурмовать вражеский аэродром в Харькове.

Взлетев к вечеру, наши лётчики над Купянском сделали круг, поджидая, когда присоединятся "Яки", вышли к цели и с ходу пошли на штурмовку. Твеленёв был в звене заместителем командира эскадрильи И. А. Пишкана. Огнём вражеских зениток был сбит один "ЛаГГ". Но и наши истребители были начеку и уничтожили 2 "Мессера", взлетевшие с аэродрома.

Бой был в разгаре, когда подошли "Яки" и сразу же вступили в схватку. В первой стычке с "Мессерами" один "Як" загорелся. Твеленёв был к нему ближе других и, убедившись, что Ме-109 не погнались за горящей машиной, решил взять его под защиту. Лётчик на "Яке" приземлился вблизи вражеских позиций. Грозящую ему опасность Твеленёв оценил в один миг и решил сесть рядом с горящим самолётом. Он видел, как лётчик "Яка" покинул кабину, как из - за леса мчались к нему вражеские мотоциклисты. "Только бы успеть, только бы опередить немцев !" - этой мыслью жил в эти минуты Михаил и, не выбирая площадки, с ходу пошёл на посадку. И вот машина остановилась возле горящего "Яка", лётчик втиснулся в люк фюзеляжа, и Михаил дал обороты мотору на взлёт.

Очереди немецких мотоциклистов были запоздалыми, и ЛаГГ-3 благополучно прибыл на свой аэродром. Героем дня стал Михаил Твелёнев, которого представили к награждению орденом Красного Знамени.

После переформирования полка, Твеленёв в Июле 1942 года был направлен командиром звена 10-го отдельного учебно - тренировочного полка 8-й Воздушной армии. Там ему 17 Августа было присвоено звание Лейтенанта. В этой части он пробыл до 30 Июня 1943 года, занимаясь подготовкой командиров звеньев для воздушной армии. Во время учёбы Твеленёв за день мог совершать до 135 полётов по кругу и до 13 полётов в зону. Никто в полку не мог с ним сравниться в этом. Здесь он получил ещё один орден Красного Знамени.

* * *

Всё это время его не покидала надежда вернуться в 9-й Гвардейский полк, где были его друзья, где он прошёл хорошую боевую школу. В конце концов командование поддержало его стремление. Твеленёв был назначен в 9-й ГвИАП командиром звена.

Шестаков, Алелюхин, Верховец, Никитин, Королёв, почти весь старый инженерно - технический состав помнили Твеленёва и с радостью встретили его возвращение. Он вошёл в состав 1-й эскадрильи, которой командовал его однокашник по Борисоглебской школе и соратник по героической обороне Одессы, Гвардии Капитан А. В. Алелюхин. Уже в первых боях Твеленёв показал, что не забыл уроков, полученных в Одессе и в боях на Юго - Западном фронте.

Высок был накал боевых будней лётчиков 9-го Гвардейского Одесского авиационного полка. Основная их задача состояла в завоевании превосходства в воздухе. Для этого вырабатывалась новая тактика, бои велись на вертикальных маневрах. Новые товарищи Твеленёва, такие как Амет - хан Султан, Дранищев, Байков, Карасёв, Ковачевич - были достаточно опытными лётчиками, каждый из них не раз встречался с известными асами эскадр "Рихтгофен" и "Удет", имел на своём счету не один сбитый самолёт врага. Полк вёл ожесточённые бои с рассвета до темноты.

На основе опыта, приобретённого в боях под Одессой, Михаил Твеленёв стал вырабатывать новые тактические приёмы, свойственные его бойцовскому характеру. Он строил маневр так, чтобы поражать врага с первой атаки, используя скорость, высоту и маневренность Як-1.

В один из дней Твеленёв в составе группы вылетел на свободную охоту. Обстановка в воздухе была напряжённой. Немцы дрались упорно. Всегда внимательный в боевой обстановке Твеленёв издали увидел, как в лучах солнца что - то блеснуло. Оказалось, что это вражеский разведчик Ju-88. Тут же появились и две пары "Мессеров", прикрывавшие разведчика. Последовал отвлекающий маневр пары из группы Твеленёва, и вот уже враги ввязались в бой. Этого было достаточно, чтобы "Юнкерс" оказался в прицеле у Твеленёва. А как только вспыхнул разведчик, "Мессеры" убрались восвояси.

Весной 1943 года, в исключительно напряжённые дни налётов противника на Ростов, Старший лейтенант Твеленёв снова поднимал свой "Як" по 5 - 6 раз в день. Однажды эскадрилья, в которую он входил, была поднята по тревоге, поданной по системе воздушного наблюдения, оповещения и связи. Через несколько минут полёта впереди, на высоте 4000 метров, лётчики увидели, что с юга идут 9 девяток бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием большой группы истребителей. Занимая исходное положение для атаки, наши лётчики успели заметить, что с запада на одной высоте с ними приближается ещё одна группа Ju-88 с внушительным прикрытием, а с севера идёт третья группа бомбардировщиков. Все эти группы, эшелонированные по высоте, держали курс на Ростов.

И вот впереди, несколько ниже, головной клин ведущей девятки "Юнкерсов". Вражеские истребители прикрытия чуть приотстали. Эскадрилья "Яков" стремительно атаковала Ju-88 сверху. Ударила с близкой дистанции по ведущим девяток, проскочила строй. Несколько "Юнкерсов" загорелось. Строй противника заколебался. Его бомбардировщики, шарахаясь от горящих машин, мешая друг другу, начали разворачиваться, поспешно освобождались от бомбового груза. Истребители прикрытия бросились было к "Якам", но, не решаясь далеко отойти от своих бомбардировщиков, атаковать не рискнули.

Пользуясь замешательством противника, наша эскадрилья атаковала вторую группу бомбардировщиков. И так как вражеские истребители прикрытия находились над "Юнкерсами", атака эта производилась с нижней полусферы боевым разворотом всеми сразу. Ударили по ведущим девяток и стали уходить со снижением. Истребители прикрытия бросились за "Яками". Но эскадрилья успела занять оборону, и первый же "Мессер", рискнувший атаковать их, был тут же сбит. Подоспевшие к этому времени в район воздушного боя другие группы наших истребителей воспользовались тем, что "Мессеры" ввязались в бой, начали бить с разных направлений всю группу Ju-88. Бомбардировщики противника, беспорядочно сбрасывая бомбы, со снижением стали уходить в расположение своих войск...

В результате многодневных боёв наши лётчики сумели удержать превосходство в воздухе; противник понёс большие потери, стал менее активен.

В дальнейшем Старший лейтенант Твеленёв принимал активное участие в прорыве Миус - фронта, в освобождении Таганрога, при прорыве обороны противника на реке Молочной. Однажды, под Мелитополем, он вылетел в составе эскадрильи, в ударной группе прикрытия командира Белого, на сопровождение своих бомбардировщиков. В районе цели - это было большое скопление войск противника - бомбардировщики сбросили бомбы. И в тот момент, когда они ложились на обратный курс, появились три группы вражеских истребителей. Немцы стремились догнать группу Белого. Старший лейтенант Твеленёв принял бой на себя. Используя преимущество в высоте и скорости, непрерывными атаками он вынуждал противника терять высоту, давал возможность своим бомбардировщикам оторваться от погони. Отбив атаки двух групп истребителей, Твеленёв был вынужден вступить в воздушный бой с третьей, более настойчивой группой Ме-109, которая стала набирать высоту. Михаил атаковал ведущего и сбил его; напарник командира Байков сбил второй вражеский самолёт. Этого оказалось достаточно, чтобы остальные "Мессеры" ушли из района боя.

И так бой за боем. Как - то, вылетев в составе шестёрки Як-1 на отражение бомбардировочной авиации противника, Твеленёв над линией фронта встретил группу пикировщиков Ju-87, шедших под прикрытием Ме-109. Наши истребители, зайдя со стороны солнца, произвели стремительную атаку. С первого же захода Твеленёв сбил "Юнкерс". При выходе из этой атаки второй самолёт противника уничтожил его ведомый.

Через несколько дней Твеленёв в группе из 6 самолётов, прикрывая наземные войска, атаковал 27 "Юнкерсов", которые шли под прикрытием Ме-109. Группа сбила 2 бомбардировщика и 1 "Мессер". Не потеряв ни одного своего самолёта, наши лётчики не дали противнику сбросить бомбы на цель.

В следующий боевой вылет, сопровождая группу "Ильюшиных", которая штурмовала вражеский аэродром, Михаил Твеленёв заметил, как с соседнего аэродрома начали подниматься FW-190, чтобы ударить по нашим штурмовикам. Правильное распределение сил, решительные атаки советских авиаторов заставили истребители противника принять оборонительный бой. В короткой схватке были сбиты два "Фоккера".

В Июле 1943 года полк вёл боевые действия на Южном фронте. 17 Июля, будучи в паре со Старшим лейтенантом Е. П. Дранищевым, Михаил участвовал в воздушной схватке и сбил один "Юнкерс". А через день в районе Куйбышево Запорожской области в коротком бою уничтожил вражеский истребитель Ме-109. И все увидели в Михаиле возмужавшего, окрепшего бойца.

К боям он был жаден. В короткий срок освоил новый самолёт Р-39 "Аэрокобра" и стал одним из лучших мастеров пилотирования на этой машине.

Вообще говоря, способность к освоению новых машин была у него удивительная. Всеми отмечалась особая лёгкость, с которой Твеленёв переходил с одного типа самолёта на другой, и вместе с тем бросалось в глаза то, как тщательно изучал он новую машину, критически оценивал свои знания, боясь упустить даже самую незначительную мелочь. Очень тщательно готовился к каждому вылету. "Это у него от Чкалова", - говорили те, кто помнил ещё школьное увлечение Твеленёва полётами "по - чкаловски".

Много хлопот причинил своим учителям и инструкторам в Борисоглебской военной школе имени В. П. Чкалова неугомонный курсант Твеленёв - всё ему было мало. "Полётов маловато", - начал он говорить уже на второй день после первого самостоятельного полёта.

"Боевой, энергичный и решительный на земле и в воздухе", - писал в аттестации Твеленёва инструктор Фомичев. "Настойчив в достижении цели", - делал заключение командир отряда Петровец. "Летать любит, летает хорошо, смело, уверенно", - записал в выводах начальник школы Полковник Ухов.

69-й авиационный полк стал для Михаила Твеленёва школой войны и первой вехой на славном пути к заветной цели - "Летать, как Чкалов !"...

Михаил мечтал после войны стать лётчиком - испытателем. Эта мечта ещё больше окрепла в нём после того, как ему и Амет - Хану Султану поручили "оседлать" трофейный Ме-109 и во фронтовом небе выявить его сильные и слабые стороны. Это тоже нужно было для боя, победы над врагом.

Позднее Михаил назовёт это время началом своей испытательской работы. Тогда же, получив новую "Аэрокобру", он досконально изучил её, чтобы уже 17 Августа пойти на ней в бой.

20 Августа в районе Мариновки Твеленёв уничтожил 2 самолёта противника. На следующий день за образцовое выполнение боевых заданий командования он был награждён именными часами, которые вручил ему представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза А. М. Василевский.

* * *

Позади уже остались бои на мелитопольском участке Южного фронта, где Твеленёв произвёл 30 боевых вылетов, провёл 7 воздушных боев, сбил 3 самолёта противника. 30 Ноября, выполняя задание по прикрытию наземных войск, 8 "Аэрокобр" встретили группу вражеских бомбардировщиков, которых сопровождали "Мессеры". Заметив первым противника, Михаил устремился в атаку и с короткой дистанции сбил "Хейнкель". При выходе из атаки он вступил в бой с истребителями и после непродолжительной схватки уничтожил "Мессер".

В Январе 1944 года Твеленёв уже летал в районе Одессы. Здесь в полётах на свободную охоту Михаил сбил 1 вражеский самолёт. Перед Крымским наступлением он уничтожил на дорогах 50 автомашин, 2 паровоза, 5 тягачей, много повозок и живой силы противника.

24 Апреля в 5 километрах западнее местечка Чоргунь Твеленёв сбил "Фокке - Вульф", а через несколько часов - ещё один вражеский самолёт. 10 дней спустя лётчик снова праздновал победу, сбив очередной "Фоккер".

8 Мая - в последний день боёв за Севастополь - Твеленёв участвовал в вылете истребителей на штурмовку Херсонесского аэродрома. В строю трёх девяток он был последним в паре с С. М. Елизаровым. Когда 4 FW-190, наседая на наши бомбардировщики, уже были готовы отогнать их от цели, Михаил атаковал истребителей и, связав их боем, дал возможность нашему подбитому Пе-2 уйти от опасности. В упорном воздушном бою он сбил один "Фоккер" и невредимым возвратился на свой аэродром, где был отмечен в числе наиболее отличившихся в этот день лётчиков полка.

29 Сентября 1944 года Твеленёв был представлен к высшей награде - званию Героя Советского Союза. На его боевом счету уже было 290 боевых вылетов, в 110 воздушных боях он лично сбил 16 и в составе группы - 28 самолетов противника. В наградном листе И. В. Тимофеенко писал: "Сколько бы ни встречалось ему вражеских самолётов, Твеленёв никогда их не считал - он уничтожал противника. А уничтожал потому, что обладал высоким мастерством ведения боя..."

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного Одесского Краснознамённого полка Гвардии Старший лейтенант Михаил Степанович Твеленёв был награждён орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".

В конце 1944 года, после получения и освоения полком новых самолётов Ла-7, он был направлен на 3-й Прибалтийский фронт, войска которого вели бои в Восточной Пруссии. Продолжая участвовать в боевых действиях до последнего дня Великой Отечественной войны, он сбил ещё 2 вражеских самолёта.

В конце Января 1945 года разгорелись ожесточённые бои в Восточной Пруссии. Однажды, в районе Гольдана, его группа встретила свыше 40 "Юнкерсов". До расположения советских войск оставалось всего несколько километров и наши истребители решительно ринулись на врага. Два "Юнкерса" сразу же были сбиты. Некоторые бомбардировщики, сбросив смертоносный груз куда попало, стали спасаться бегством. Но одна группа упорно продолжала пробиваться вперед. Наши истребители, выйдя из атаки, дружно навалились и на неё. И ещё два "Юнкерса" рухнули на землю... Налёт вражеской группы был сорван.

В другой раз, над Пиллау в составе группы, с ведомым Лейтенантом Галетой, он встретил шестёрку Ме-109. С первой атаки сбили два "Мессера". На аэродром вернулись без потерь. 29 Апреля 1945 года, в один из последних боевых вылетов, в паре с Младшим лейтенантом Кушнарёвым Капитан Твеленёв встретил 4 FW-190 и в коротком ожесточённом бою на высоте 800 метров сбил один самолёт. Так воевал и побеждал отважный советский лётчик Михаил Твеленёв. Он жёг "Мессеры", "Фоккеры" и "Юнкерсы" в небе Одессы, Ростова, Сталинграда, Севастополя, Донбасса, Кенигсберга, Берлина...

Последние боевые вылеты Михаил совершил 1 и 2 Мая 1945 года, а через несколько дней вместе со всеми однополчанами радостно встретил окончательную победу над фашистской Германией.

На дорогах войны происходили порой удивительные встречи. Уже ближе к концу Великой Отечественной, далеко от Родины, Герой Советского Союза лётчик Михаил Твеленёв встретился... с родной сестрой. Фотограф запечатлел этот радостный момент в их жизни. Так и остались на фотографии эти два прекрасных человека молодыми и счастливыми. И красивыми тоже !

Михаил Степанович Твеленёв прошёл всю войну, и когда она закончилась, продолжал служить в авиации. Овладев мастерством пилотирования на реактивном истребителе, он участвовал в первом воздушном параде реактивных самолётов 1 Мая 1947 года, и 16 Мая того же года был награждён ещё одним орденом Красного Знамени. Через 2 года ему присвоили звание Майора. Тогда же у него появилась возможность учиться. И в Январе 1950 года Твеленёв был направлен на Высшие офицерские курсы. Учился он отлично. Но мысль об испытательской работе не покидала его и здесь, хотя он понимал, что для этого у него пока недостаточное образование.

Незадолго до завершения Твеленёвым учёбы курсы посетил начальник НИИ ВВС Генерал - Лейтенант авиации А. С. Благовещенский, чтобы отобрать лётчиков для испытательской работы. Твеленёв решил использовать последнюю возможность и попросился к нему на приём.

- Летать я умею, - сказал он Благовещенскому, - образование получу, работая у вас. Быть испытателем - моя мечта, которая не покидала меня даже в годы войны... Поймите меня !

Его поняли. Известный лётчик - испытатель А. Г. Терентьев проверил у Твеленёва технику пилотирования. Были даны 20 оценок, и все -"отлично".

С тех пор много лет Михаил Степанович находился на испытательской работе. За успешные испытания неоднократно награждался правительством, а в 1961 году ему, одному из первых в стране, было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

А потом, как эта неизбежно бывает, наступил день, когда Михаил Степанович вынужден был оставить полёты. Возраст и здоровье дали о себе знать. Однако он не оставил авиацию, дело, которому отдал всю жизнь. "Страстно влюблённый в небо, он и сейчас живёт высотой, - писала о Твеленёве в своей книге Марина Попович. - Как всегда, его и сейчас можно видеть среди лётчиков. Вместе с ними он едёт на аэродром, проверяет самолёты, даёт советы молодым, отчитывает за оплошность, если такая случается. И всё это после того, как строгая медицинская комиссия вынесла свой приговор и отстранила его от лётной работы. Человек приходит на аэродром, чтобы ощущать его шум, дыхание, чтобы видеть небо, грохочущее песнями турбин".

Любили и тянулись к Михаилу Степановичу авиаторы. В день его 50-летия ведущие боевые лётчики и лётчики - испытатели нашей страны писали Твеленёву:

"...Мы сердечно поздравляем Вас с днём рождения. 50 лет - знаменательная дата в жизни каждого человека, но ино му не хватило бы и сотни лет, чтобы прожить их так же насыщенно и интересно, как прожили Вы свои 50.

Мальчишкой - на фронт. Множество обгорелых хвостов со свастикой вогнал в землю лихой русский лётчик Миша Твеленёв. А сразу после войны - испытательская работа, первые сверхзвуковые самолёты. Первые динамические потоки, десятки типов освоенных самолётов, целая плеяда лётчиков, обученных Вами, и ныне успешно продолжают дело, которому Вы отдали столько сил и энергии...

Дорогой Михаил Степанович ! Время берёт своё, но мы не забываем Вас. Ваше замечательное мастерство, увлеченность и одержимость любимым делом, будь то испытания новой машины или шахматная партия, человеческая скромность и простота до сих пор служат нам примером..."

Таким жил и дарил радость общения этот удивительный человек, при жизни вошедший в легенду. Сегодня о нём знает вся страна, и многим молодым авиаторам хотелось бы прожить свою жить, как он.

© БиоЗвёзд.Ру