Морт Гарсон

Морт Гарсон

Канадский композитор, аранжировщик, автор песен и пионер электронной музыки
Дата рождения: 20.07.1924
Страна: Канада

Содержание:
  1. Биография Морта Гарсона
  2. Карьера музыканта и композитора
  3. Пионер электронной музыки
  4. Музыкальное сопровождение для космического путешествия
  5. Последние годы и наследие

Биография Морта Гарсона

Мортон С. 'Морт' Гарсон родился в г. Сент-Джон, провинция Нью-Брансуик, Канада (Saint John, New Brunswick, Canada). Позднее он переехал в Нью-Йорк (New York City), где учился в Джульярдской школе. Он зарабатывал на хлеб, будучи пианистом и аранжировщиком, пока не был призван в армию под конец Второй мировой.

Карьера музыканта и композитора

Оставив вооруженные силы, Гарсон стал сессионным музыкантом, прекрасно проявлявшим себя в любом качестве, будь то композитор, аранжировщик, оркестрант, дирижер или пианист. В 1957-м он стал соавтором небольшого хита Бренды Ли (Brenda Lee), композиции 'Dynamite', а в 1961-м – британского шлягера 'Theme for a Dream' Клиффа Ричарда (Cliff Richard). В 1963-м Морт сочинил музыку для одного из самых известных лаундж-хитов 1960-х, 'Our Day Will Come', для группы 'Ruby & The Romantics'. Он также работал над двумя альбомами Дорис Дэй (Doris Day). Гарсон превратился в любимца продюсеров, когда речь заходила о сотрудничестве с поп-группами с мягким вокалом и струнными ансамблями, а также помогал рождению особо приятных и легких для прослушивания композиций. К последним относятся релизы 'Bossa Nova for All Ages' для 'Continentals', 'Symphony for the Soul' для 'Total Eclipse' и 'Sea Drift' для 'Dusk 'Til Dawn Orchestra'. Гарсон сделал аранжировку для хита 'Guantanamera' квартета 'The Sandpipers' в 1966-м, а в 1968-м – струнную аранжировку для международного хита 'By the Time I Get to Phoenix' Глена Кэмпбелла (Glen Campbell).

Пионер электронной музыки

В конце 1960-х Морт одним из первых среди аранжировщиков и композиторов стал работать с недавно представленным на рынке синтезатором 'Moog', и электронные альбомы Гарсона того периода сейчас высоко ценятся среди коллекционеров и любителей музыкальной экзотики. В набор его композиций со словами Жака Уилсона (Jacques Wilson), 'The Zodiac: Cosmic Sounds - Celestial Counterpoint', вошло 12 треков, по числу знаков зодиака. Еще одна пластинка Гарсона, 'The Wozard of Iz', стала психоделической сатирой на 'Волшебника страны Оз', также со словами Ж. Уилсона, со звуковыми эффектами природной среды от Берни Краузе (Bernie Krause) и голосом Сьюзи Джейн Хоком (Suzie Jane Hokom), озвучившей Дороти. Работая на телевидение и кинематограф, Гарсон сочинил множество музыкальных произведений для самых различных проектов, начиная от комедийного фильма ужасов 'Берегись капли' ('Beware! The Blob!') и комедии 'Солянка по-кентуккийски' ('The Kentucky Fried Movie') и заканчивая заставками для канала 'National Geographic'.

Музыкальное сопровождение для космического путешествия

Один из трудов Морта был использован в качестве дополнительного музыкального сопровождения во время телевизионной трансляции космического корабля 'Apollo 11', когда Нил Армстронг (Neal Armstrong) и Базз Олдрин (Buzz Aldrin) совершили посадку на Луну в 1969-м. Гарсон сказал: 'Электронные звуки – единственные, что подходят для сопровождения космического путешествия... Фильм 'The Apollo' показывает различные грани полета – взлет, отделение от ракеты ступеней, сцены Луны с близкого расстояния, играющих в игры астронавтов на корабле и видимый с Луны восход Земли. В фильме должна звучать музыка. Она должна вторить звукам старта корабля и даже передавать помехи, которые вы слышите, когда астронавты докладывают из космоса'.
Продолжая свой рассказ о космической музыке, Мортон заявил: 'Люди привыкли не просто видеть открытый космос, но и слышать его. Поэтому я использовал объемный, симфонический звук во время запуска. Некоторые джазовые вещи, когда люди пасуют друг другом, словно мячиком, в невесомости. Психоделическую музыку для фрагментов, когда показываются снимки внутри корабля с эффектом негатива и диффузными цветами. И приятную мелодию для луны. В конце концов, Луна, как была, так и остается прекрасным спутником Земли'.

Последние годы и наследие

Гарсон умер от почечной недостаточности 4 января 2008-го, в Сан-Франциско (San Francisco), на 84 году жизни. Он оставил после себя дочь и внука. Его электронные альбомы и музыкальные вклады в космическую тематику продолжают быть востребованными и ценными в мире музыкальной экзотики. Морт Гарсон остается пионером электронной музыки и одним из ведущих композиторов своего времени.

© BIOGRAPHS