Главная Войти О сайте

Николай Бердяев

Николай Бердяев

Русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.
Дата рождения: 18.03.1874
Гражданство: Россия

Будущий выдающийся мыслитель появился на свет в Киеве в 1874 году. Его семья была аристократической и достаточно богатой, чтобы Николай получил отличное воспитание и образование, мог в детстве и в юности ни в чем себе не отказывать.

Обучался он сначала в Киевском кадетском корпусе, затем в Киевском университете имени Святого Владимира. Там перевелся с отделения естествознания на юридический факультет. Учеба продолжалась до 1898 года, в котором Бердяева отчислили после ареста за социалистические идеи. Рупором его духовной эволюции стала борьба с теорией народничества и постепенный переход к идее, которую можно назвать религиозным миросозерцанием. С 1901 года Бердяев активно печатает труды, чтобы объяснить важность и сущность религиозного сознания в окружающем его обществе. Лишь спустя многие годы мы можем оценить ценность этих работ. С 1903 года, сразу после знакомства с Сергеем Булгаковым, он принимает участие в издании 'Вопросы жизни' – небезызвестного журнала.

Николай Александрович неоднократно подвергал критике большевиков, что жадно рвались к власти. Бердяев не признавал революционное насилие как способ прихода к власти в России, отрицал действенность диктатуры. Он считал, что философские понятия и историческая истина абсолютно независимы от классовой идеологии. Считал, что существование объективной истины никак не связано с классовым сознанием. Путь к открытию истины лежит в связке ценностных установок и жизненного опыта. Цель глубоких философских поисков Бердяева – взаимодействие и возможная глубина связей человека и Бога. Он предлагал размышлять о Боге как о понятии символики духовного опыта.

Столкнувшись с властью Советов, Бердяев уже понимал, что его либо заставят уехать, либо посадят в тюрьму. Он проявил мужество и добился встречи с Феликсом Дзержинским, чтобы попробовать убедить его в своей правоте. Но все же Бердяев был вынужден эмигрировать с территории государства Советов вместе с другими философами и интеллектуалами на так называемом 'философском пароходе'. Но философ не сломался и с новой яростью начал работать над трудами о соборности российского народа, об идеях этики и религии. И когда в 1923 году на землях СССР вовсю свирепствовали репрессии против служителей церкви, Александр Николаевич пишет труды 'Религиозное возрождение России', 'Живая Церковь' и другие.

Прошли годы, и в нашей стране начались робкие попытки возрождать и развивать идеи Бердяева. Читатель может вынести множество сильных размышлений из его произведений, настоящий кладезь мудрости и знаний находится в идеях о характере и способах взаимоотношений с властью, религиозности народа и его духовности, понимании русской души. Вседозволенность разрушает жизнь и душу человека. Только глубоко нравственная жизнь может спасти дух человека от житейских соблазнов. Влечение к добру, созидание и искреннее творчество – вот то, что создает мир, в котором хочется жить.

Начало ХХ века окунуло мир в пучину войн и прочих бедствий, изменило жизненные ориентиры масс. Развитие индустриализации также было сферой заинтересованности Бердяева. Пытаясь разобраться, что же будет с размеренной и ясной жизнью людей на Европейском континенте, он пишет труд 'Новое Средневековье. Размышление о судьбе России и Европы'. Бердяев считал, что в российском народе глубже других заложено большое противоречие. Это борьба двух миров, западного и восточного начал, бунта личности и постыдного рабства. Огромные территории дают силы и простор противостоять любому врагу. Близость к природе порождает доброту и отзывчивость. Подавленность властью порождает века жуткого рабства, которое рушится взрывным бунтом и неимоверной жестокостью к бывшим господам. Жестокость сменяется покаянием, которое часто приобретает форму аскетизма. Желание повлиять на весь мир порождает космополитическое мировоззрение, которое столь же легко сменяется агрессивным национализмом.

В 1928 году в Париже Николай Александрович Бердяев написал труд под названием 'Дневник философа'. В нем он рассказал, как, по его мнению, можно изменить мировосприятие души народа. Из-за закрытых границ России и остального мира до эмигран тов доходили лишь неполные и противоречивые сведения о жизни на бывшей родине. И все же 'вопль русской души' не мог быть прикрыт никакими идеями морали большевиков. В 'Дневнике философа' Бердяев делится своим откровением о том, что же может для родины сделать далекая эмиграция. Он пытается объединить идеи политики христианства и гуманизма в рецепте исцеления разбитого большевиками народа. Необходимо возвратить народу христианское понимание жизни – считает Бердяев. Он видит свой народ в цепях животного страха и утратившим свой жизнеутверждающий стержень. Философ страдает от того, как целое поколение развращается противоестественными ценностями большевизма.

Долгое время произведения Бердяева находились под запретом в СССР. Но сегодня каждый желающий может приобрести одну из его книг и ознакомиться с идеями великого философа. Он так и не смог при жизни вернуться на Родину, но сделал это через свое творчество десятилетия спустя.




© БиоЗвёзд.Ру