Главная Войти О сайте

Николай Гринев

Николай Гринев

летчик-истребитель, командир истребительного авиационного полка, Герои советско - японских вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке

Имя: Николай
Фамилия: Гринев
Дата рождения: 01.10.1910
Гражданство: Россия

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку. В 1926-31 гг. работал забойщиком шахты № 1 в г. Горловка, а затем кочегаром на химическом заводе в Константиновке. Одновременно учился в индустриальном техникуме в г. Константиновка Донецкой области, который окончил в 1931 г. В 1931-33 гг. учился в Одесском индустриальном институте.

В РККА с 1933 г. По комсомольской путёвке был направлен в 9-ю Роганскую военную школу лётчиков в г. Харькове, которую окончил в 1936 г. С сентября 1936 г. служил старшим лётчиком, а затем командиром звена 21-й отдельной истребительной эскадрильи Забайкальского военного округа. Член ВКП(б) с 1938 г.

Вспоминает генерал-майор авиации Ворожейкин, служивший в этот период в одной эскадрилье с Гриневым: «Длинный, худощавый лейтенант в выгоревшем шлеме и в изрядно поношенном реглане. Реглан ему явно короток, отчего фигура лейтенанта кажется еще более нескладной. Он очень тощ, и в своей истертой кожанке чем-то смахивает на огородное пугало».

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол с мая 1939 г. Командовал эскадрильей 22-го истребительного авиаполка.

С июля 1939 г. командовал отдельной разведывательной эскадрильей. Совершил 157 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев, сбил 4 самолета лично и 6 в группе. Летчики эскадрильи под его командованием сбили более 20 самолетов. Был награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом «За воинскую доблесть» (10.08.39).

Лётчики отдельной разведывательной эскадрильи следили за передвижением японских войск, инженерными работами, а также аэродромами противника. Район разведки (200 км по фронту и 100 км - в глубину) был разделён на участки, которые были закреплены за звеньями. Каждое звено должно было 2-3 раза в день просматривать с воздуха свою территорию. Под особым наблюдением находились железнодорожные станции Хайлар, Халун-Аршан, Хандагай и дороги, ведущие от них к фронту. О результатах разведки комэска дважды в сутки докладывал командованию ВВС армейской группы.

В представлении лейтенанта Гринева к званию Героя Советского Союза указывалось: «Лично сам сбил 4 истребителя... В бою показал себя как храбрый, бесстрашный летчик. В последнее время командует разведывательной эскадрильей, где проявляет смелость, мужество и отвагу. Отыскал ряд аэродромов противника, сжег на аэродроме противника два самолета «Дуглас» и два легких бомбардировщика».

Ворожейкин рассказывает: «Я заметил японских истребителей, уже мчавшихся наперерез нашей эскадрилье. Началась лобовая атака. Самолеты, замыкавшие наш строй, были отрезаны. Чудом вырвавшись из возникшей карусели, мы с Гриневым направились на бомбардировщики, но тут же со стороны солнца высыпало еще с десяток японских истребителей. «Все! И нас скуют боем!» Враг настигал сзади, сбоку, вот-вот начнет расстреливать в упор! А Гринев, не сворачивая, шел на бомбардировщики, и я, держась рядом, видел, как готовится он к встрече с японскими пулями: втянул голову в плечи, утопил свое длинное тело в кабине, прячась за бронеспинку... Весь устремился вперед, сосредоточился, чтобы лучше прицелиться... Нет сомнения: он погибнет, но не свернет с курса. Сколько настойчивости у этого человека!..

Что было делать в тот момент, когда Гринев, презрев смерть, рвался навстречу вражеским бомбардировщикам? Не оставляя своего места, я шел справа от командира, а сверху на нас валился десяток японских истребителей. Русский человек по природе упрям и за жизнь свою бьется упорно. Но, коль случилось попасть в переплет, где решается судьба других людей, он забывает себя, становится до предела смел, и ради спасения товарищей может не задумываясь отдать свою жизнь. Так поступал сейчас мой командир Гринев. А я следовал за ним, в порыве отчаянной, непреклонной решимости...

Не теряя больше ни мгновения, я бросился в лоб на ближайшее звено... Короткое замешательство среди вражеских истребителей, на которое я, собственно, и рассчитывал, произошло: одни стали тут же разворачиваться, чтобы зайти в хвост мне, другие, напротив, уклонились от атаки. Я взглянул в ту сторону, где должен был находиться командир, и успел заметить только, как он нырнул под строй бомбардировщиков. В следующий момент в воздухе раздался сильный взрыв, вспыхнуло пламя, посыпались бомбы - это подорвался от пуль Гринева ведущий японских бомбардировщиков, разметав весь строй и принудив подчиненных поспешно освободиться от опасного груза...

За какие-то секунды картина боя резко изменилась… разрушив свои боевые порядки, японские бомбовозы, неуклюжие, большие, спешили скорее развернуться, чтобы спастись бегством, но, зажатые юркими И-16, метались, как блудливые коровы в чужом огороде. Несколько таких махин, пачкая небо сизо-черным дымом, свалились на землю. Три бомбардировщика взорвались, подобно пороховым бочкам, и разлетелись красно-пестрыми брызгами... А японские истребители, как только численное превосходство перешло на нашу сторону, бросили своих подзащитных и - наутек. Однако в лучшем положении они не оказались: И-16 догоняли их на прямой и уничтожали. Трассирующие пули молниями полосовали небо, фейерверками раскрашивали синеву падающие самолеты противника. Беспомощно и слабо качались в воздухе парашютисты. Наши бойцы и командиры на земле ликовали при виде такою потрясающего зрелища, кидали в воздух каски и пилотки. Разгром врага – полный».

17.11.39 г. лейтенанту Гриневу Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 166.

В 1940-41 гг. учился на Курсах усовершенствования командного состава при Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. С апреля 1941 г. командовал 273-м истребительным авиационным полком.

Участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня. Воевал на Калининском, Закавказском, Северо-Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах. Был командиром 518-го иап. В 1942 г. был ранен в районе города Керчь. С августа 1942 г. по октябрь 1945 г. - старший инспектор-лётчик по технике пилотирования управления 5-й ВА.

Всего в 1939-45 гг. подполковник Гринев одержал 27 воздушных побед.

С октября 1945 г. - в отставке. Жил в городе Сочи.

© БиоЗвёзд.Ру