![]() |
Николай НадеждинУченый и критик
Гражданство: Россия
|
- Николай Иванович Надеждин
- Академия и немецкая философия
- Литературная критика и публицистика
- "Телескоп" и диссертация
- Профессор Московского университета
- Запрет "Телескопа" и ссылка
- Основные идеи
- Влияние на литературу
- Поздние годы
- Наследие
Николай Иванович Надеждин
Детство и образованиеНиколай Иванович Надеждин родился в 1804 году в семье священника. Получив образование в Московской духовной академии, он был наставником в Рязанской духовной семинарии, а затем - домашним учителем в Москве.
Академия и немецкая философия
В академии Надеждин познакомился с немецкой философией, которая сформировала его взгляд на историю как на процесс развития идей в зависимости от условий среды, времени и места.
Литературная критика и публицистика
В 1828 году Надеждин начал сотрудничать в "Вестнике Европы" и других журналах. В своих критических статьях он резко критиковал тогдашнюю литературу за отсутствие художественности, идейности и жизненности. Он считал, что романтизм и классицизм имеют историческое значение, но современный французский романтизм - подделка, а возрождение классицизма невозможно.
"Телескоп" и диссертация
В 1831 году Надеждин основал журнал "Телескоп", в котором публиковал свои критические статьи и стал одним из главных противников официальной народности. В 1830 году он написал диссертацию о романтической поэзии, в которой развивал идею о том, что творчество - это "жизнь, воспроизводящая саму себя".
Профессор Московского университета
С 1832 по 1835 годы Надеждин преподавал теорию изящных искусств, археологию и логику в Московском университете. Его лекции пользовались популярностью, несмотря на некоторое отсутствие системности.
Запрет "Телескопа" и ссылка
В 1836 году "Телескоп" был запрещен за публикацию "Философических писем" Чаадаева, а Надеждин был сослан в Усть-Сысольск. Это положило конец его деятельности как критика и публициста.
Основные идеи
В своих работах Надеждин утверждал, что литература должна отражать народное самосознание, а не быть самоцелью. Он считал, что для развития русской литературы необходима прочная общественная жизнь, которой не было в истории Древней Руси. Он также полагал, что славянские языки могут обогатить русский язык, а фольклор должен служить основой для его развития.
Влияние на литературу
Надеждин сыграл важную роль в развитии русской литературной критики. Он настаивал на необходимости теоретического обоснования критических суждений, а его работы подготовили почву для дальнейшего развития критики Белинским.
Поздние годы
После ссылки Надеждин работал по истории Юга России, а затем стал редактором "Журнала Министерства Внутренних Дел". Он также был председательствующим в отделении этнографии Русского географического общества. Направление его работ в этой области характеризовалось как этнографический прагматизм и способствовало улучшению методов сбора и изучения этнографических материалов.
Наследие
Сочинения Надеждина никогда не были собраны воедино. Однако его идеи и работы оказали существенное влияние на русскую литературу, критику и этнографию.