Главная Войти О сайте

Николай Проскуряков

Николай Проскуряков

Почетный строитель Москвы и Севастополя, "Отличник городского хозяйства Москвы"
Дата рождения: 29.12.1900
Гражданство: Россия
Родился 29 декабря 1900 года в Вологде. Отец - Проскуряков Константин Николаевич, статский советник, преподавал в мужской классической гимназии имени Александра I. Супруга - Кашкина-Фадеева Ольга Константиновна (1907-2001), выпускница биологического факультета Ленинградского государственного университета, по специальности - генетик. Сыновья: Константин Николаевич (1932 г. рожд.), профессор, преподаватель Московского энергетического института, специализируется на проблемах безопасности атомной энергетики; Михаил Николаевич (1935 г. рожд.), по профессии - строитель, работал в Госстрое. Внуки: Алексей (1963 г. рожд.), кандидат физико-математических наук; Ольга (1978 г. рожд.), студентка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Софья и Иван, оба - школьники. Правнучка - Дарья, студентка.

В истории России совсем немного людей, которым отмерено прожить целый век. Судьба каждого из них, по определению, - объект пристального внимания ученых. Русский инженер-строитель Николай Константинович Проскуряков родился в последние дни XIX века, прожил нелегкую, полную событиями и счастливую жизнь в XX столетии, встретил третье тысячелетие. Теперь, когда его нет, долг современников - зафиксировать плоды его деятельности, еще и еще раз вдуматься в смысл человеческого бытия, удивиться и поклониться памяти уникального человека.

На всю жизнь Николай Константинович сохранил в памяти детское впечатление: заплаканную мать с газетой в руках, в которой было опубликовано сообщение о гибели в бою с японцами русской эскадры. Все происходящее в стране в их семье всегда принимали близко к сердцу. Иначе и быть не могло.

Дед, Федор Иванович, сенатор, принимал участие в подготовке законопроекта об освобождении крестьян. Отец приложил много сил для развития образования. По вечерам в их двухэтажном деревянном доме в Вологде много говорили о судьбе и служении России. Когда пришло время выбора пути, у Николая сомнений не было: решил стать строителем. Мосты и дороги для России имели всегда большое, подчас символическое значение. Да и инженерная мысль в стране была в этой области на высочайшем уровне.

В 1918 году Николай Проскуряков с золотой медалью окончил гимназию и был зачислен после конкурса аттестатов в Петроградский институт инженеров путей сообщения, основанного еще Николаем I. Но вместо студенческой скамьи он оказался в одиночной камере, куда привезли его вместо тяжелобольного отца, которого большевики собирались арестовать из-за того, что в их доме жил иностранный подданный, подозревавшийся в связях с германской разведкой.

Вскоре 17-летнего Николая перевозят в Москву и помещают сначала в Таганскую, затем - в Бутырскую тюрьму, где он оказывается в одной камере с видными царскими чиновниками: премьер-министром Горемыкиным, министром внутренних дел Хвостовым, членом Государственной Думы Протопоповым, военным комендантом Львова генералом Сандецким, генералом Власовым. От дальнейших злоключений Проскурякова спасает визит матери к Ф.Э. Дзержинскому. Освобожденный Николай еще осмелился попросить на Лубянке какой-нибудь справки об освобождении. Там злобно расхохотались и накричали: "Видали дурака? Его освободили, а он опять сюда приперся? А ну, жарь отсюда поскорее, пока мы тебя снова не забрали!" С таким напутствием Проскуряков вернулся в родную Вологду.

С 1919 по 1920 год, окончив краткосрочные технические курсы, он служил в 9-м военно-строительном отряде Фронтостроя 6-й армии на Северном фронте.

В 1921 году Николай Проскуряков стал студентом Петроградского института инженеров путей сообщения. Во время обучения он познакомился со своей будущей супругой, Ольгой Константиновной, дочкой своего учителя, профессора Константина Николаевича Кашкина, возглавлявшего в свое время строительство Транссибирской магистрали, внучкой одного из основателей Московской консерватории и внучатой племянницы крупного политического деятеля С.Ю. Витте. С ней он прожил всю жизнь, вплоть до ее кончины 1 января 2001 года.

Лучшие специалисты по дорожному строительству делились со студентами грандиозными планами развития магистралей в России. Инженеры, окончившие полный курс обучения, помимо своей специальности получали настолько солидную общеинженерную подготовку, что, по сути дела, становились инженерами широкого профиля, которые могли решать даже архитектурные задачи.

Проскуряков упорно занимается по основным дисциплинам. Ему словно заранее было известно, что скоро предстоит работать на гигантской стройке. Сразу после окончания института в 1928 году Николай попадает на строительство Днепрогэса, где трудится инженером лаборатории по испытанию материалов, производителем работ на основных гидротехнических сооружениях, старшим производителем работ на строительстве мостов через Днепр. Возглавлявший Днепрострой крупнейший ученый Александр Васильевич Винтер смело выдвигал молодежь на руководящую работу. Недавний выпускник института, беспартийный Проскуряков, проработав всего несколько лет, становится начальником строительных работ Западного энергетического кольца Днепровской гидроэлектростанции.

В 1933-1936 годах в качестве начальника бюро проектирования организации работ строительства Н.К. Проскуряков принял участие в сооружении ГЭС на реке Каме под Пермью. Одновременно преподавал на кафедре "Мосты" в Ленинградском автодорожном институте.

В 1936-1938 годах в Москве в системе Мосгорисполкома был создан трест "Гормост", который вел строительство в центре города мостов через Москву-реку, водоотводный канал и двух путепроводов у Рижской заставы. Все 12 мостов, предусмотренных правительственным постановлением, были сооружены в рекордно короткий срок - всего за полтора года и введены в строй досрочно - к 1 мая 1938 года.

Мосты-"проспекты", общей протяженностью 3,5 километра, коренным образом улучшили организацию движения транспорта на основных магистралях, обеспечили возможность одновременного движения по мостам и набережным в двух уровнях и открыли доступ в столицу большим волжским судам, что имело огромное значение, особенно в связи с завершением в 1937 году строительства канала Москва-Волга.

Большая группа участников этого строительства, в том числе и Николай Проскуряков, работавший помощником главного инженера треста "Гормост", главным инженером и начальником строительства Большого и Малого Краснохолмских мостов, была отмечена званием "Отличник городского хозяйства Москвы".

В 1939 году трест "Гормост" был передан в систему Главвоенстроя Наркомата обороны СССР. На базе строительства Краснохолмских мостов был создан трест "Мостострой" в системе дорожно-мостового управления Мосгорисполкома. Н.К. Проскуряков был назначен начальником этой организации и до начала войны осуществлял руководство строительством шести мостов на реке Яузе.

Уже шла война. 3 июля 1941 году бывшему начальнику "Мостостроя" было поручено возглавить создание оборонительных сооружений на самом опасном - Западном направлении. Через год в системе Наркомстроя и Наркомсредмаша Н.К. Проскуряков выполнял ряд поручений Государственного Комитета Обороны, связанных с перебазированием промышленных предприятий на Волгу, Урал и в Западную Сибирь. Вместе со знаменитым директором автозавода "ЗиС" И.Л. Лихачевым, в качестве заместителя главного инженера, Николай Константинович участвовал в организации строительства четырех филиалов этого стратегического предприятия в Челябинске, Ульяновске, Шадринске и Миассе.

В 1943 году Н.К. Проскуряков был назначен главным инженером военно-мостового управления № 1 Главного дорожного управления Красной Армии и направлен на 1-й Украинский фронт. Ему было поручено возглавить строительство высоководного моста через Днепр в освобожденном Киеве.

В феврале 1944 года, находясь в Москве в командировке, он получает предписание начальника Главдорупра: "С получением сего предлагаю убыть (самолетом) в город Киев в распоряжение Председателя Совета Народных Комиссаров УССР тов. Хрущева Н.С. Основание: Личная просьба Пред. Совнаркома УССР. Генерал-лейтенант Кондратьев". Н.К. Проскурякова назначают начальником управления по восстановлению Крещатика в городе Киеве, а в 1945 году - заместителем председателя Киевского Горисполкома по строительству. На ближайшие два года его главной заботой стало восстановление жилищно-коммунального хозяйства украинской столицы. Масштаб восстановительных работ потребовал применения новых технологий. Здесь впервые широко стали применяться перекрытия из армированной керамики, железобетонные опоры и балки.

Киевский опыт пригодился Н.К. Проскурякову при возрождении из руин истерзанного войной Севастополя. В 1948 году он назначается начальником Управления по восстановлению города-героя Севастополя при Совете Министров РСФСР, а до этого на протяжении года работает заместителем министра коммунального хозяйства РСФСР.

После изгнания гитлеровцев города фактически не существовало - все взорвано, сожжено, разрушено. Был уничтожен весь жилой фонд, все инженерные сооружения города и порта, насосные станции водоснабжения, электростанции и электросети, городской транспорт. В городе не было ни воды, ни света, бульвары и скверы превращены в свалку...

Восстановление крупного города, да к тому же важнейшего военно-морского порта - задача уникальная. По сути дела - это огромный клубок организационных, кадровых, инженерных и градостроительных задач, каждая из которых, в свою очередь, распадается на целый ряд подзадач, и все это приходилось решать ежедневно, не считаясь ни со временем, ни с затратой сил. Работа Проскурякова по возрождению Севастополя стала вершиной его деятельности как специалиста и руководителя, наложила огромный отпечаток на всю его дальнейшую биографию.

Основные восстановительные работы в городе русской славы были в основном закончены уже в 1952 году. В этом, разумеется, была большая доля личного вклада Николая Константиновича. Приведем отзыв заместителя министра обороны СССР - главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова (в период работы Н.К.Проскурякова в Севастополе командующего Черноморским флотом): "Благодаря широкому внедрению тов. Проскуряковым в строительное дело новых методов работы в гор. Севастополе, было восстановлено и построено в сравнительно короткий срок большое количество жилых зданий, школ, больниц, коммунальных предприятий и других сооружений". За этими официальными и сухими фразами прославленного адмирала стоит многое: внедрение новой технологии строительства, создание и управление десятками объектов, судьбы тысяч людей, бессонные ночи...

В 1952 году Н.К. Проскуряков вновь вернулся в Москву, получив назначение начальником Управления промышленности строительных материалов и деталей Мосгорисполкома. Главной задачей управления была организация и развитие производства сборных железобетонных конструкций и изделий для жилищного и коммунального хозяйства города. В течении трех лет были отработаны технологические схемы заводского производства сборных железобетонных конструкций, номенклатура изделий, проведена специализация заводов и отдельных технологических линий. Проводилась интенсивная работа по объединению в системе Мосгорисполкома многих ведомственных предприятий, их укрупнению и специализации. В конечном результате это привело к созданию мощной индустриальной базы строительства - промышленных организаций "Главмосжелезобетон" и "Главмоспромстройматериалы", знаменовало собой начало нового этапа в развитии жилищного строительства.

В 1955 году Н.К. Проскуряков назначен членом Госстроя СССР, начальником отдела бетонных и железобетонных конструкций и главным редактором журнала "Бетон и железобетон". И снова главным в его практической работе стало повышение эффективности градостроительной отрасли и внедрение новых подходов к ее управлению. Так, знакомство с работой институтов тогдашней Академии строительства и архитектуры СССР и ряда других научных организаций, которые в определенной степени дублировали работу друг друга, побудило Николая Константиновича в 1957 году обратиться с запиской на имя Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева. В записке содержались реальные предложения по выправлению создавшегося положения, в том числе по-настоящему революционное по тем временам - "...перевести работу проектных и научно-исследовательских институтов, входящих в Госстрой СССР, на полный хозрасчет и договорную систему отношений с потребителями вместо неограниченного финансирования из средств государственного бюджета".

Оставил свой след Н.К. Проскуряков и в новой для себя ипостаси - в качестве главного редактора журнала "Бетон и железобетон", который он возглавлял вплоть до 1971 года. До его прихода на этот пост журнал носил несколько академический характер, мало освещал производственный опыт. Проскуряков резко поломал эту традицию, и журнал приобрел новое лицо.

После ухода на пенсию Н.К. Проскуряков много сил отдавал общественной работе. В 1961-1983 годах он активно участвовал в работе центральных органов Научно-технического общества строительной индустрии СССР, на протяжении 15 лет был бессменным председателем ревизионной комиссии. Его выступления на съездах и пленумах общества всегда отличались постановкой кардинальных вопросов развития строительной отрасли. Тем же полемическим настроем отличались и его статьи, опубликованные на страницах журналов "Коммунист", "Жилищное строительство" и других изданий.

В 1971-1972 годах Н.К. Проскуряков работал советником-консультантом начальника управления "Главмоспромстройматериалы", последние годы жизни был тесно связан с Фондом ветеранов-строителей Москвы.

Н.К. Проскуряков награжден двумя орденами "Знак Почета", орденом Отечественной войны II степени, медалью "За оборону Москвы". Он - Отличник городского хозяйства Москвы, Почетный строитель Севастополя, Почетный член Научно-технического общества строительной индустрии СССР. В московском архиве есть его именной фонд, который насчитывает более 4,5 тысяч страниц, множество фотографий и научных трудов.

Главным в жизни Николая Константиновича Проскурякова всегда оставались люди, с которыми его сводила судьба. Среди них, прежде всего, - Никита Сергеевич Хрущев, с которым его связывали добрые отношения, сложившиеся еще в 1930-е годы, адмирал С.Г. Горшков, председатель Моссовета Н.В. Пронин, первый директор "ЗиСа" И.А. Лихачев, архитектор А.В. Власов, генералы З.И. Кондратьев, В.Т. Федотов и Е.В. Комиссаров, киевляне, севастопольцы, москвичи...

© БиоЗвёзд.Ру