Главная Войти О сайте

Николай Руденко

Николай Руденко

Летчик-истребитель
Дата рождения: 12.12.1920
Гражданство: Россия

Родился 12 Декабря 1920 года в слободе Ольховатка, ныне посёлок Воронежской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу и аэроклуб. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Октября 1942 года. Воевал на Сталинградском, Южном, 1-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

К Апрелю 1945 года старший лётчик 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Н. С. Руденко совершил 186 боевых вылетов, провёл 38 воздушных боев, в которых сбил лично 21 самолёт противника и 2 в составе группы.

К концу войны на его счету было 248 боевых вылетов и 29 воздушных побед. 29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Николаю Руденко присвоили звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС, освоил реактивную технику. С 1953 года служил в авиации Военно - Морского Флота. С 1954 года Гвардии Майор Н. С. Руденко - в запасе. Работал электромеханником. Живёт в городе Борисоглебск Воронежской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями.

* * *

Жители Борисоглебска, Герои Советского Союза Николай Сергеевич Руденко и Сергей Иванович Лукьянов в годы войны сбили вдвоем 63 немецких самолёта. Сегодня они живут недалеко друг от друга. Даже названия улиц как специально подобраны: Руденко - с улицы Чкалова, Лукьянов - с улицы Победы.

"Я не потерял ни одного ведомого" - именно это Николай Иванович Руденко считает своим главным успехом в войне, а даже не Золотую Звезду Героя Советского Союза, тускло поблескивавшую на стареньком пиджачке. О своей военной биографии он говорит скупо и неохотно, хотя и не без гордости.

- Наградили меня уже после войны, в Августе 1945 года. На фронте "Героя" давали за 15 сбитых самолётов, а у меня их оказалось аж 29, совершил 248 боевых вылетов.

Родился в 1920 году, окончил Чугуевское лётное училище. Летом 1942 года попал на фронт... Первый самолёт сбил как - то очень уж прозаично: немецкие штурмовики шли под прикрытием истребителей, вижу - один самолёт оторвался, я зашёл сзади и расстрелял его. Это был мой первый "Мессер". Да и вообще, мои 29 сбитых машин нельзя сравнивать с 62 самолётами, сбитыми моим боевым товарищем, трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом.

- А какой случай Вам больше всего запомнился ?

- Ну вот, например. Во время так называемой "свободной охоты" встретил фашиста на "Мессере". Хвать рукой за гашетку, и вдруг показалось, что вражеский самолёт начал разваливаться на куски ещё до выстрела. Что такое ? А это лётчик от испуга сбросил фонарь и выпрыгнул с парашютом. Я фактически подбил уже пустой самолёт. А парашютиста расстреливать не стал, дал ему спокойно уйти вниз. Меня потом однополчане всё пытали - что ж гаду дал уйти ? А просто чуть - чуть в стороне воздушный бой завязывался, и я туда поспешил. Некогда было, да и фрица жаль, силы - то неравны.

Кстати, Николай Сергеевич, сбивший 29 самолётов, перещеголял даже легендарного Ивана Кожедуба, на счету которого 62 вражеские машины. Как так ? Да очень просто: за время совместной службы в полку Кожедуб сбил 17, а Руденко - 18 самолётов врага. Так - то ! Всю войну Николай Сергеевич отлетал на трёх типах машин - ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. И на вопрос, какая все же лучше, ответил, подумав: "Лучше... лётчик".

- Война и сегодня не забывается. Мы, ветераны, на 9 Мая встретимся. Выпьем по 100 грамм. Тост один: "За Победу !". Дачи у меня нет, машины тоже. Вот выйду, пройдусь по улицам - и то хорошо.

- Так чем же вы богаты ?

- Внуками. Мать, сколько их у нас ? Я что - то подзабыл.

- Что же ты - внук и три внучки, - ответила супруга Николая Сергеевича Нина Ивановна, с которой они прожили вместе 52 года...

* * *

В годы войны Николаю Руденко 4 раза удалось одерживать по 2 победы в одном вылете. 17 Марта 1944 года над Проскуровом он парой атаковал четвёрку Ме-109 и в течение нескольких секунд, с хода и с разворота навскидку, сбил 2 из них... 26 Сентября 1944 года над аэродромом Сохачев, западнее Варшавы, уничтожил заходивший на посадку корректировщик FW-189 - "раму" и взлетевший ей на помощь истребитель FW-190... В боях на подступах к Берлину 16 и 18 Апреля 1945 года ему удалось сбить по 2 самолёта FW-190.

Свои последние воздушные победы Николай Сергеевич Руденко одержал в победном 1945 году. Вот лишь краткая хроника тех дней:

17 Января 1945 года авиаторами 16-й Воздушной армии в 24 воздушных боях было сбито 18 вражеских самолётов. Особенно отличились лётчики 176-го Гвардейского ИАП дважды Герой Советского Союза Майор И. Н. Кожедуб, Старший лейтенант Н. С. Руденко и Лейтенант А. Ф. Васько...

В тот день истребительные авиачасти не только успешно сражались в воздухе, но и активно вели штурмовые действия. С бомбами вылетало 147 истребителей. Истребители 3-го и 6-го ИАК за день уничтожили и повредили около 300 автомашин и много другой боевой техники. Группы 176-го Гвардейского ИАП, возглавляемые Героем Советского Союза Капитаном О. С. Беликовым и Старшим лейтенантом Н. С. Руденко, выполняя "свободную охоту", атаковали аэродром Лович и уничтожили 6 вражеских самолётов.

11 Марта авиаторами 16-й Воздушной армии провели 74 воздушных боя, в которых сбили 56 самолётов. Победы в воздухе одержали Генерал Е. Я. Савицкий, Полковник П. Ф. Чупиков, Старший лейтенант Н. С. Руденко, Лейтенанты Н. М. Христинин, С. П. Шпуняков, И. Ф. Кривобок, В. С. Ткаченко и Д. И. Суслов и другие...

16 Апреля 1945 года, с началом наступления войск фронта успешно развернул боевую деятельность 13-й ИАК, возглавляемый Генералом Б. А. Сидневым. Лётчики корпуса за день провели 48 воздушных боев и уничтожили 62 вражеских самолётa. Больших успехов в первый день операции добились также лётчики 3-го ИАК. В 43 воздушных боях они уничтожили 50 самолётов противника. Особенно отличились в этот день лётчики 176-го Гвардейского ИАП ( командир Герой Советского Союза Гвардии Полковник П. Ф. Чупиков ), которые, ведя свободный поиск над самым острием наступления наших армий - в районе Зеелов, Мюнхеберг, Бернау, про вели 10 воздушных боёв и уничтожили 16 "Фокке - Вульфов", не потеряв ни одного своего самолёта. По 2 победы в воздухе одержали Гвардейцы Капитан Корнев, Старший лейтенант Н. С. Руденко, Лейтенанты В. В. Алексеев и К. К. Бачило...

18 Апреля лётчики 16-й Воздушной армии в ожесточённой борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 вражеский самолёт. Особо отличились Капитан С. Н. Моргунов и Старший лейтенант И. Г. Кузнецов: они сбили по 4 вражеских самолёта. Капитаны В. В. Калашников, Е. Ф. Тужилин и Младший лейтенант В. С. Ткаченко уничтожили по 3 самолёта противника. По 2 вражеские машины сбили Майор В. С. Басков, Капитаны К. С. Вакуленко, А. А. Караев, Н. И. Савин и А. Н. Ситковский, Старшие лейтенанты Н. С. Руденко, Н. А. Боровский, Н. В. Бородин, В. В. Каблуков, М. Е. Пивоваров и Д. И. Суслов...

А последний свой самолёт Николай Сергеевич сбил над Берлином. Это было в конце Апреля 1945 года...

© БиоЗвёзд.Ру