![]() |
Николай СтраховРусский критик философ и публицист
Дата рождения: 28.10.1828
Гражданство: Россия |
- Начало жизни и образования
- Преподавание и сотрудничество с Достоевским
- "Почвенничество" и "Отечественные записки"
- Влияние Толстого и членство в Петербургской АН
- Философские труды: "Мир как целое"
- Критика европейского рационализма
Начало жизни и образования
Николай Николаевич Страхов родился в семье священника в середине XIX века. В 1851 году он завершил обучение в Педагогическом институте Санкт-Петербурга.
Преподавание и сотрудничество с Достоевским
После получения образования Страхов занялся преподаванием естественных наук в Одессе и Санкт-Петербурге. В 1861 году он встретил писателя Федора Михайловича Достоевского и стал активным участником его журналов "Время" и "Эпоха".
"Почвенничество" и "Отечественные записки"
В своих статьях Страхов выступал за идеалы "почвенничества", пропагандируя мысль о том, что Россия должна развиваться на собственной культурной и духовной основе, не подражая западным странам. В 1867 году он стал редактором журнала "Отечественные записки", где опубликовал одну из своих самых знаменитых статей о романе Достоевского "Преступление и наказание".
Влияние Толстого и членство в Петербургской АН
Творчество и личность Льва Николаевича Толстого оказали значительное влияние на Страхова. Он признал огромную литературную ценность романа Толстого "Война и мир", предсказав его статус классического произведения. В 1889 году Страхов стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Философские труды: "Мир как целое"
Основное философское сочинение Страхова "Мир как целое" было опубликовано в 1872 году. В нем он изложил свои взгляды на мир как на целостную систему, в которой духовное начало преобладает над материальным.
Критика европейского рационализма
В своей книге "Борьба с Западом в русской литературе" Страхов подверг критике европейский рационализм, который он считал догматичным и оторванным от реальности. Он поддерживал теории культурно-исторических типов Николая Яковлевича Данилевского, отвергая европоцентризм.