Главная Статьи Войти О сайте

Октав Шанют

Октав Шанют

Американский железнодорожный инженер и пионер авиации

Имя: Октав
Фамилия: Шанют
Дата рождения: 18.02.1832
Гражданство: США



Октав Шанют (Octave Chanute) родился 18 февраля 1832-го, умер 23 ноября 1910-го. Американский железнодорожный инженер и пионер авиации родом из Франции.

Октав Шанют родился 18 февраля 1832-го в Париже, Франция, и был сыном Джозефа (Joseph) и Элизы Шанют (Elisa Chanute). Он начал свою карьеру в качестве инженера-строителя в 1848-м и добился выдающегося положения в своей профессии.

Октав спроектировал и построил два крупнейших скотопрогонных двора - Чикагский (Chicago Stock Yards) в 1865-м и Канзасский (Kansas City Stockyards) в 1871-м. Он же реализовал проект строительства Моста Ганнибала (Hannibal Bridge), первого моста через реку Миссури (Missouri River) в Канзас-Сити, штат Миссури, в 1869-м. Помимо прочего, Шанют построил мост через реку Иллинойс в Пеории (Illinois River, Peoria) и железнодорожный мост Генесси Ривер Горж (Genesee River Gorge).

Шанют ввел процедуру покрытия деревянных шпал противогнилостным препаратом под давлением, креозотом, что позволило увеличить продолжительность жизни материалов. Он первым использовал промышленные агрегаты и придумал простую систему для отслеживания возраста шпал и других деревянных изделий. Шанют предложил ставить даты на гвоздях, чтобы можно было определить возраст железных дорог в США. Со временем Октав переключился на предоставление услуг консультационного инжиниринга.

Впервые Шанют заинтересовался авиацией, после того как посмотрел запуск воздушного шара в Пеории в 1856-м. Официально выйдя на пенсию в 1883-м, он с головой погрузился в новую науку авиацию, вооружившись своими обширными инженерными познаниями. Шанют собрал все имеющиеся данные об экспериментальных полетах со всего света. Его выводы публиковались в статьях журнала 'The Railroad and Engineering Journal' с 1891-го по 1893-й. Повторно его материалы вышли в формате книги, 'Прогресс летающих машин', в 1894-м.

На Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго (Chicago) Шанют вместе с Альбертом Замом (Albert Zahm) организовал весьма успешную Международную конференцию по аэронавигации. Будучи уже в преклонном возрасте, Октав не отважился летать сам, вместо этого предпочитая сотрудничать с молодыми экспериментаторами, в том числе с Огастусом М. Херрингом (Augustus M. Herring) и Уильямом Авераем (William Avery). Эта троица в 1896-1897 гг. тестировала ручные планеры Отто Лилиенталя (Otto Lilienthal), а также свои собственные планеры.

Шанют пришел к заключению, что дополнительная подъемная сила без утяжеления веса появится, если использовать несколько крыльев ярусами. В 1897-м он начал переписку с Перси Пильчером (Percy Pilcher), британским авиатором, которому понравился проект триплана Шанюта. К сожалению, Пильчер погиб в авиационной аварии в октябре 1899-го, прежде чем успел опробовать триплан.

С 1900-го Шанют тесно сотрудничал с братьями Райт. Он согласился распространить идеи Райт в авиационных кругах, а также помогал им, когда посещал их летный лагерь рядом с Китти Хок, Северная Каролина (Kitty Hawk, North Carolina), в 1900-1903 гг. Между 1900-м и 1910-м братья Райт и Шанют обменялись сотней писем, но позднее братья не на шутку поссорились с инженером. Хотя Октав и призывал патентовать их изобретения, он был уверен, что знания об авиации должны быть доступны для всех желающих. Братья Райт, в свою очередь, не желали, чтобы идеи об управлении самолетом распространились повсеместно.

Октав Шанют умер 23 ноября 1910 года, в Чикаго. Уилбер Райт (Wilbur Wright), забыв прежние обиды, все же выступил с хвалебной речью на похоронах своего коллеги.

© БиоЗвёзд.Ру