Главная Войти О сайте

Петр Лихолетов

Петр Лихолетов

Летчик истребитель
Дата рождения: 18.07.1917
Гражданство: Россия

Родился 18 Июля 1917 года в посёлке Харцызск, ныне город Донецкой области, в семье рабочего. С 1924 года жил в посёлке Еленовские Карьеры, ныне город Докучаевск. Окончил среднюю школу, рабфак и фабрично - заводское училище. Работал слесарем - аккумуляторщиком на рудниках Донбасса. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов, в 1940 году - Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в 1941 году - курсы командиров звеньев в Ленинграде. Служил в Ленинградском военном округе. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал на Северном и Ленинградском фронтах, где одержал несколько блестящих побед.

К середине Октября 1943 года командир эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Капитан П. Я. Лихолетов совершил 366 боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых лично сбил 19 и в группе 5 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 382 боевых вылета. В 78 воздушных боях сбил 25 самолётов лично и 5 - в составе группы.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью "За оборону Ленинграда". Умер от ран 13 Июля 1945 года. Похоронен в Ленинграде. Имя Героя носят улицы в городах Харцызск и Докучаевск.

* * *

Одним из лучших лётчиков 159-го истребительного авиаполка по праву был Пётр Лихолетов. В его натуре по - рыцарски сочетались лихость непревзойдённого пилотажа, удивительно оправдывающая его фамилию, и суровая командирская взвешенность, ярость известного всему фронту бойца и далекая от околополётной буффонады любовь к живописи...

Высокий, стройный, с усталой флегматичной походкой, Пётр отличался добродушным характером, большим чувством юмора и артистической натурой. Лихолетов хорошо рисовал, порой используя для этой цели и часы занятий. Пасмурными туманными днями он подолгу сидел за альбомом.

Глядя на сделанные им рисунки, товарищи не раз говорили: "Тебе, Петя, надо быть не лётчиком, а художником !" Рисовал Лихолетов действительно хорошо. Но летал и воевал ещё лучше. Свою первую победу он одержал 12 Июля 1941 года, сбив в упор бомбардировщик Ju-88 на своём МиГ-3.

В воздухе Пётр полностью оправдывал свою фамилию: то он пикировал и, чуть не задевая крыши, проносился над постройками, то, перевернув самолёт, "брил" поле аэродрома, и характерно, что эта лихость сочеталась в нём с каким - то невыразимо тонким чутьём машины, воздуха, полёта...

Попадало ему от начальства за лихачество крепко, но, тем не менее, это был общий любимец и неоспоримый авторитет. Не зря на самолёте Петра уже весной 1942 года красовались 10 победных звёзд. Под его командованием пятёрка наших истребителей однажды отразила налёт 40 вражеских бомбардировщиков на Кобону.

Свой самый тяжёлый бой он провёл в конце Марта 1942 года, когда группа "Мессеров" расколола шестёрку Лихолетова и сбила двух его ведомых: Прудникова и Веренихина. И хотя ему самому удалось в том бою сбить 2 Ме-109, а затем, используя крайне рискованный пилотаж, вырваться из "клещей" немцев, на бреющем полёте приведя преследователей к своим зенитным батареям, оторваться от них и благополучно сесть, тот бой ( по его собственному выражению ) "стоил трёх лет службы". Безоглядная отвага и индивидуализм навсегда уступили своё место расчётливости и осмотрительности.

...Со второй половины Мая 1942 года налёты вражеской авиации на Ладожскую коммуникацию резко усилились. Ставка немецкого командования в директиве 1-му Воздушному флоту требовала: "Сорвать эвакуацию Ленинграда всеми средствами и особенно воздушными налётами на ладожский район судоходства, чтобы не дать противнику возможности усилиться посредством перевоза войск или работ по вооружению или достичь улучшения продовольственного положения и тем самым обороноспособности Ленинграда". Наиболее массированные удары немецкая авиация предприняла на Волхов, Жихарево, Кобону, через которые проходили грузы к Ладожскому озеру.

Особенно крупные налёты по береговым базам Ладожского озера враг совершил 28 - 29 Мая 1942 года. В них участвовало 366 бомбардировщиков и 122 истребителя.

28 Мая около 10 часов утра 5 групп немецких бомбардировщиков, по 10 - 15 самолётов Ju-88 и He-111 в каждой, производили звёздный налёт на базу Кобона. Их прикрывали истребители Ме-109. На перехват было поднято 5 самолётов 159-го авиаполка и 20 машин 4-го Гвардейского авиаполка ВВС Балтийского флота.

Сообщение с постов оповещения на этот раз поступило с опозданием. Когда наша группа истребителей пришла к объекту, Ju-88 уже пикировали. Первую группу из 9 бомбардировщиков атаковала пятёрка истребителей во главе со Старшим лейтенантом Петром Лихолетовым. Встреченные шквальным огнём, немцы растерялись, ринулись кто куда. Один "Юнкерс", прошитый очередью, резко пошёл вниз и рухнул в районе объекта, второй, подбитый, потянул на свою территорию. Потеряв один самолёт, другие Ju-88 сочли за благо уйти. Наши истребители не стали их преследовать: подходила новая группа.

Пётр Лихолетов приказал всем набрать высоту. По радио ему сообщили, что в воздухе появились ещё 10 бомбардировщиков врага. Эта группа, словно не замечая наших истребителей, плотным строем шла к объекту. Лихолетов сделал всё для того, чтобы удар по врагу был внезапным и сокрушительным. Вот наши истребители устремились вниз. Один Ju-88 свалился на крыло и камнем упал на землю. А истребители, маневрируя, ушли вниз, снова развернулись и неожиданно в упор ударили по головным машинам противника. Немцы поспешно освобождаясь от бомб, стали расходиться и по одному тянуть на свою территорию. Преследуя противника наши лётчики повергли наземь ещё 4 самолёта.

Вскоре Ладожский бригадный район ПВО сообщил - сбито 6 самолётов типа Ju-88. По одному "Юнкерсу" сбили Старший лейтенант П. Я. Лихолетов, Лейтенанты В. А. Зотов и В. Н. Лукин. Капитан П. А. Михальский и Старший лейтенант В. Н. Щуров уничтожили по одному бомбардировщику Не-111.

В этом бою Пётр Лихолетов одержал лишь одну из многих своих блестящих воздушных побед.

Когда в начале 1943 года полк вновь перевооружили, заменив американские истребители Р-40М "Уорхаук" на отечественные Ла-5, Лихолетов стал в полку главным инструктором и инспектором: без его "добра" на боевые задания лётчиков не выпускали.

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные ими средства приобрели целую эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в различные части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Героя Советского Союза, Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись - "Эскадрилья "Валерий Чкалов", на одной из сторон фюзеляжа.

159-й ИАП, где служил Лихолетов, был славен не только 400 сбитыми в боях вражескими самолётами, но и преемственностью боевого мастерства: от Булаева и Покрышева к Зотову и Лихолетову, от них в свою очередь к Серову и Веденееву.

В Феврале 1944 года отважный лётчик - истребитель был удостоен звания Героя Советского Союза. Лихолетов с честью оправдал эту награду. О его победах сообщало даже Советское информбюро. Так, в оперативной сводке за 22 Июня 1944 года говорилось о том, что Капитан Лихолетов в течение двух дней сбил 4 вражеских самолёта. На следующий день после того, как было опубликовано это сообщение, Пётр сбил ещё 2 самолёта.

Всего же, отважный лётчик - истребитель совершил 382 успешных боевых вылета, участвуя в 78 воздушных боях, сбил 25 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами. Среди сбитых им машин почти все основные типы боевых самолётов, состоявших на вооружении нацистской Германии.

К сожаления последствия тяжёлого ранения привели к преждевременной кончине Петра Лихолетова вскоре после окончания войны...

© БиоЗвёзд.Ру